Олеся Савкина
Экологическая викторина с конкурсными заданиями «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина "Знатоки природы"
Цель:
1. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу, о том, как живая природа приспосабливается к сезонным условиям;
2. Обобщить и уточнить знания детей о природе, образе жизни диких животных, закрепить умения распределять птиц на зимующих и перелетных;
Публикация «Экологическая викторина с конкурсными заданиями „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Познакомить детей с экологической цепочкой питания животных. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга;
4. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
5. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Совершенствовать экологические знания.
Материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина леса, знаки "Что нельзя делать в лесу", картина "Цепочка взаимосвязи животных"); игра " Кто где живет", эмблемы для команд.
Оборудование: муз. центр, запись музыки из телепередачи "В мире животных", фонограмма песни "В траве сидел кузнечик", звуки природы пение птиц.
Ход занятия
Ведущий-воспитатель:
Нас в любое время года,
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду,
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год,
Обучаться нужно,
Весь лесной народ,
Учит крепкой дружбе.
И сегодня мы с вами тоже поговорим о природе. Наша викторина называется «Знатоки природы», а участвовать в ней будут две команды – команда «Зайчата» и команда «Бельчата».
Приветствие команд:
"Зайчата" :
Мы зайчата не простые,
Мы зайчата озорные.
Вместе гуляем, вместе играем,
Учимся вместе и отдыхаем.
"Бельчата" :
Мы - веселые бельчата,
Есть мальчишки и девчата.
Здесь мы учимся считать,
Бегать, петь и танцевать.
Ведущий: Сейчас я вас познакомлю с правилами игры. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки "Зайчата" - морковку, "Бельчата" - орешек. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Следить и оценивать правильность ответов на вопросы будет жюри. Разрешите их представить.
Жюри
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
Итак, викторина начинается.
1 конкурс "Разминка".
Команде "Бельчата".
1) У какого животного есть иголки? (ёж).
2) Кто в лесу зимою спит? (медведь,
3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной,
4) Корова – дикое или домашнее животное? (домашнее,
5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
Команде "Зайчата"
1) Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
2) Ласточка остаётся зимовать или нет? (нет)
3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
4) У какого домашнего животного есть рога? (корова)
5) Мягкие лапки, а в лапках – царапки (кошка).
Жюри подводит итог первого конкурса.
2 конкурс. "Найди дом для каждого животного".
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».
Жюри подводит итог второго конкурса.
3 конкурс "Отберите зимующих и перелетных птиц".
На полу расположены картинки, зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.
Физкультминутка. Игра «Птицы», (Под музыку передачи "В мире животных")
Жюри подводят итог третьего конкурса.
4 конкурс "Загадка - раскраска".
Дети должны отгадать загадку и закрасить отгадку.
Он талантливый артист,
Всем известный пародист,
Звук любой он издает,
То засвистит, то запоет.
Угадай, о ком же речь идет?
(Попугай)
Жюри подводит итог четвертого конкурса.
5 конкурс "Назови детенышей зверей".
"Зайчатам"
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой слонихой,
Топал … слонёнок.
За мамой лисицей,
Крался … лисёнок.
За мамой зайчихой,
Прыгал … зайчонок.
За мамой медведицей,
Шёл … медвежонок.
За мамой волчицей,
Плёлся … волчонок.
"Бельчатам"
Раз, два, три, четыре, пять пошли животные гулять.
Коза с … козлёнком,
Корова с …телёнком,
Лошадь с … жеребёнком,
Кошка с … котёнком,
Свинья с …поросёнком.
Жюри подводит итог пятого конкурса.
6 конкурс "Угадайте по описанию".
"Зайчатам"
"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
" У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами".
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
"Бельчатам"
"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые - зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
"Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку".
Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.
Жюри подводит итог шестого конкурса.
Ведущий: Ребята, посмотрите, какой красивый лес! Посмотрите на эту картину, видите, в дали, между деревьями, стоит лось! (Слайд). Вглядитесь по – внимательней, может, еще кого-нибудь заметите! (Звучит медленная мелодия с пением птиц, заходит Старик - Лесовик.)
Лесовик заходит в зал, здоровается с детьми. Задает детям вопросы.
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные, птицы, насекомые живут в лесу?
Дидактическая игра "Как вести себя в лесу?" по знакам "Чего нельзя делать в лесу?"
Лесовик. Ребята, попробуйте, отгадайте мою загадку.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Лесовик. Ребята, а вы знаете песню про кузнечика? Давайте споем ее вместе.
Песня "В траве сидел кузнечик" (фонограмма - минусовка) по просьбе Старика-Лесовика.
Ведущий. Лесовик, а наши ребята знают стихи о природе, вот послушай.
Ребенок.
Дети читают стихи:
Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо,
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Ребенок
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой этой дорожить!
Ведущий. Ребята, посмотрите на экран, что он нам покажет и чему научит.
(Показ презентации о природе)
Ведущий в завершении конкурсов показывает картину «Цепочка взаимосвязи животных» и говорит о том, что все звери необходимы в природе, так как являются друг другу питанием и необходимым образом жизни (охотятся, дружно соседствуют, помогают совместному сосуществованию).
Ребенок:
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ведущий. А сейчас жюри подведет итог.
Лесовик. Ребята, я вижу, вы много знаете о природе, знаете, какие деревья растут в лесу, какие животные и птицы обитают там. И пришел я к вам не с пустыми руками, мои друзья – звери и птицы передали для вас подарок.
(Лесовик угощает детей конфетами и предлагает сфотографироваться с детьми. Праздник заканчивается.)