Елена Мороз
Экологическая викторина «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.
Задачи:
Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Публикация «Экологическая викторина „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: сосновые шишки, каштаны; картинки с грибами съедобными несъедобными; картинки с ягодами, лекарственными травами, животными; изображение красной книги.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал и команды занимают свои места.
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут две команды. Команда «Зайчата» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания.
Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды, ответ должен быть полным. Предлагаю выбрать жюри нашей викторины. (выбирается жюри из присутствующих гостей).
Воспитатель: Ребята, предлагаю отправиться в лес на поезде.
(Звучит музыкальная композиция «Поезд»)
Воспитатель: Остановка «Лесная».
Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли!
А в чем заключается это богатство?
Ответы детей: Это дом для животных, птиц и насекомых.
В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой.
Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома.
Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.
Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.
(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что неправильно делают мальчики и девочки.)
Воспитатель: А сейчас начинаем нашу игру.
Объявляется первый конкурс: «Все о деревьях».
Вопросы для всех команд:
1. Какие деревья называются хвойными?
2. Почему деревья называются лиственными?
3. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
4. Какое дерево осенью не меняют цвет кроны?
5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
6. У какого дерева ствол белый?
Объявляется второй конкурс: «Назови силуэты деревьев».
Воспитатель: А сейчас вы должны по силуэту определить, что это за дерево и назвать его. ( Силуэты: Дуба, Ивы, Березы, Сосны, Ели).
Объявляется третий конкурс: «С какого дерева лист».
(Дети называют листья деревьев показанных на экране).
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в подвижную игру «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые показаны на экране: шишки, каштаны.
Команда «Зайчата» собирает шишки, команда «Бельчата» собирает каштаны).
Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Ребята, какие лекарственные травы знаете вы? (Ответы детей).
Объявляется четвертый конкурс: «Лекарственные растения».
Воспитатель задает вопросы для обеих команд:
- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)
- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)
- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)
- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)
Воспитатель: Ребята, что еще растет в лесу? ( ответы детей: грибы и ягоды).
Объявляется пятый конкурс: «Лесные ягоды».
Предлагаю разгадать загадки про лесные ягоды.
1. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
2. На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
3. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка. (морошка)
4. Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)
5. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
6. Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной.)
Воспитатель: Ребята, какие грибы вы знаете? ( Ответы детей: съедобные и не съедобные, дети перечисляют названия грибов).
Объявляется шестой конкурс: «Грибы».
Давайте поиграем в игру «Съедобное и не съедобное». (Называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).
Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.
Объявляется седьмой конкурс: «Лесные животные».
Предлагаю поиграть в игру «Кто где живёт?» (На экране появляются изображения животных, дети называют их жилище).
Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как …. (лиса)
Быстрый, как (олень)
Голодный, как (волк)
Неуклюжий, как (медведь)
Трусливый как (заяц)
Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?
Дети: Сигнал, опасность…
Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.
Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.
А наши ребята подготовили для вас флешмоб «В защиту природы».