Надежда Орехова
Экологическая викторина «Знатоки природы». Дикие животные и птицы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания о жизни диких животных и птиц.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить и уточнить знания детей о природе, образе жизни диких животных, закрепить умения распределять птиц на зимующих и перелетных.
-Познакомить детей с экологической цепочкой питания животных.
- Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.
Развивающие:
- Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Воспитательные:
Публикация «Экологическая викторина „Знатоки природы“, Дикие животные и птицы» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Викторины, интеллектуальные игры
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Животные. В мире животных
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.
- Совершенствовать экологические знания.
Материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина весеннего леса, знаки "Что нельзя делать в лесу", картина "Цепочка взаимосвязи животных"); игра Лото «Кто где живет», эмблемы для команд.
Оборудование: фонограмма песни "В траве сидел кузнечик", спокойная музыка с пением птиц, презентация.
Ход занятия
.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? (Ответы детей) Что здесь изменилось? Что нового вы здесь видите? А как вы думаете почему? (Ответы детей). Мы сегодня с вами проведем викторину, и посмотрим, много ли вы знаете о лесе и его обитателях. Мы с вами поделились на 2 команды: бельчата и зайчата. Для каждой команды будут даваться задания. А я буду сегодня в роли ведущей. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать морковку - «Зайчата», грибочек - «Бельчата» Та команда, у которой окажется большее количество грибочков или морковок и выигрывает. А сейчас давайте вспомним стихотворение «Умная природа», которое написал Владимир Орлов. Я начну, а вы мне помогайте.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Воспитатель: Молодцы! А теперь каждая команда скажет свой девиз.
Приветствие команд:
«Зайчата»:
Мы зайчата не простые,
Мы зайчата озорные.
Вместе гуляем, вместе играем,
Учимся вместе и отдыхаем.
«Бельчата»:
Мы - веселые бельчата,
Есть мальчишки и девчата.
Здесь мы учимся считать,
Бегать, петь и танцевать.
Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Воспитатель: И сейчас первый конкурс «Разминка». Я для каждой команды буду задавать вопросы, и за каждый правильный ответ капитан будет брать для своей команды по грибочку или морковки и класть в свою корзинку. Начнем конкурс с команды «Бельчат».
1 конкурс «Разминка».
Команде «Бельчата».
1) У какого животного есть иголки? (ёж).
2) Кто в лесу зимою спит? (медведь)
3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
4) Корова – дикое или домашнее животное? (домашнее)
5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
Команде «Зайчата»
1) Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
2) Ласточка остаётся зимовать или нет?
3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
4) У какого домашнего животного есть рога? (корова)
5) Мягкие лапки, а в лапках – царапки (кошка).
2 конкурс «Найди дом для каждого животного».
Воспитатель: Ребята, сейчас второй конкурс «Найди дом для каждого животного». Посмотрите на столах для каждой команды лежат картинки. Вам надо составить пары «зверек - его дом». Раз, два, три – начни.
(Проверка выполнения задания; за каждый правильный ответ – морковка или грибочек)
3 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».
Воспитатель: Третий конкурс называется «Отберите зимующих и перелетных птиц». На столах лежат картинки птиц, команда «Зайчат» отбирает зимующих птиц, команда «Бельчат» - перелетных. Раз, два, три – начни. (Проверка выполнения задания).
4 конкурс «Назови детенышей зверей».
Воспитатель: А теперь конкурс «Назови детенышей зверей». (команда получает 1 грибок или 1 морковку за все правильные ответы)
«Зайчатам»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой слонихой
Топал … слонёнок.
За мамой лисицей
Крался … лисёнок.
За мамой зайчихой
Прыгал … зайчонок.
За мамой медведицей
Шёл … медвежонок.
За мамой волчицей
Плёлся … волчонок.
«Бельчатам»
Раз, два, три, четыре, пять пошли животные гулять.
Коза с … козлёнком,
Корова с …телёнком,
Лошадь с … жеребёнком,
Кошка с … котёнком,
Свинья с …поросёнком.
Воспитатель: Ребята, а теперь пришло время физкультминутки. Команда «Бельчат» пройдите ко мне, встаньте в колонну здесь. А команда «Зайчат» встаньте здесь.
Физкультминутка «В траве сидел кузнечик»
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места. И продолжим нашу викторину. И пятый конкурс «Угадайте по описанию».
5 конкурс «Угадайте по описанию».
«Зайчатам»
“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Бельчатам»
“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».
Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.
Воспитатель: - Ребята, а как красив весенний лес! Посмотрите на эту картину, все деревья покрыты уже листочками, а в дали, деревья и кусты что то зашелестели. Вглядитесь по – внимательней, может, еще кого-нибудь заметите! (Звучит медленная мелодия с пением птиц, заходит Старик-Лесовик.)
Лесовик: -Ребята здравствуйте, мне сорока – белобока, на хвосте новость принесла, что у вас здесь проходит викторина, вот я и решил прийти, и узнать сможете ли вы ответить и на мои вопросы. Ну что согласны? (ответы детей)
Ответы на вопросы Лесовика:
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные, птицы, насекомые живут в лесу?
-Молодцы, справились с моими сложными вопросами!
А теперь давайте поиграем в игру «Чего нельзя делать в лесу?». Я буду показывать знак, а вы отвечать - что он обозначает.
Воспитатель: Старичок – Лесовик, ребята тебе приготовили сюрприз-стихи, послушай, пожалуйста!
Дети читают стихи:
Костя: Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо
За прекрасный воздух твой
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой этой дорожить!
Лена:
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Лесовик: -Какие умные ребята, спасибо за стихотворения. Но я тоже пришел не с пустыми руками, а с гостинцами. Но я слышу что сорока – белобока, меня зовёт в лес к зверям, мне нужно идти. До свидания ребята!
На стенде картина «Цепочка взаимосвязи животных».
Воспитатель: Дети, посмотрите на стенд. Что здесь изображено? Как вы это понимаете? Помните, мы читали сказку «Сова», которую написал Виталий Бианки. О чем она?
(Подвести к выводу, что все звери необходимы в природе, так как являются друг другу питанием и необходимым образом жизни (охотятся, дружно соседствуют, помогают совместному сосуществованию)
Подведение итогов:
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько у команды «Бельчат» грибочков…., сколько морковок у «Зайчат». И все же ребята победила дружба! Ребята, вам понравилась наша викторина? А что больше всего? Что вы узнали нового? (Ответы детей) А сейчас нам пора в группу.
Дети уходят в группу.