Наталья Исаева
Сценарий экологической викторины «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина : «ЗЕМЛЯ – наш общий дом»
Нам жить в одной семье, нам есть в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашки на лугу, Кувшинки на реке и клюкву на болоте.
О, как природа – мать терпима и добра, Но чтоб ее лихая участь не постигла, Давайте сохраним на стрежнях осетра, Журавку в небесах, в таежных дебрях тигра!
Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте все навек объединимся, Давайте наши души сохраним, Тогда мы на земле и сами сохранимся!
Экологическая викторина :«ЗЕМЛЯ – наш общий дом»
Публикация «Сценарий экологической викторины „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Викторины, экологические квесты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
1. Закрепить знания детей о нашей планете 2. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля. 3. Закрепить знания детей о флоре и фауне нашей Земли. 4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. 5. Познакомить детей с экологическим состоянием планеты.
Предварительная работа:
- разучивание стихов о представителях флоры и фауны; - оформление стенгазет совместно с родителями; - изготовление экологических знаков; - рисунки детей «Зеленая планета глазами детей» - подготовка видеоматериала для детей и родителей.
Дети под музыку входят в музыкальный зал, встают полукругом.
1 ребенок: Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь!
2 ребенок:
А где – то снег лежит горой, А где – то жарко и зимой…. Чудес нам всех не перечесть, У них одно названье есть - Леса и горы и моря, Все называется Земля!
Воспитатель.
Сегодня мы с вами собрались в этом зале на необычный праздник, день рождения. А вот кто именинник, вы узнаете, отгадав загадку.
Ни начала, ни конца. Ни затылка, ни лица. Но знают все, и млад и стар, Что она огромный шар.
(Земля)
Правильно, сегодня 22 апреля - день рождения Земли! В этот день все кто любит и бережет свою планету, выходят на улицы, сажают деревья, убирают мусор. К сожалению, человек сильно загрязняет окружающею среду. А ведь наша Земля, наш дом, а в доме должно быть всегда чисто и уютно всем!
Дети садятся на стулья.
1 ребенок
Много раз мы встречали праздник в этом зале, Но такого мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем день рождения Земли - Нашего общего дома!
2 ребенок
Посмотри, как он хорош, Дом, в котором ты живешь! Край, который с детства дорог, Родиной зовется. Посмотри, как он хорош, Дом, в котором ты живешь!
Воспитатель:
Ребята, что принято делать на день рождения. Правильно, дарить подарки. Мы сегодня тоже сделаем подарок Земле – покажем свои знания о природе; о растениях и животных, о воде и воздухе. Итак, начнем нашу праздничную викторину. Все задания находятся на нашем видеоэкране.
Первая тема нашей викторины :
«Лес – наше богатство»
1 ребенок
Богатство лесов береги и храни, Тебе благодарными будут они!
2 ребенок
Дерево, зверек и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, что такое лес? В чем его богатство?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя о лесе.
С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон. Общепризнано, что лес - это одно из самых главных природных богатств человечества.
Игра: «С какого дерева плод»
Воспитатель:
В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.
1 ребенок
Много трав растет полезных, На земле страны родной! Помогают от болезней: Липа, мята, зверобой!
2 ребенок
Мы растения эти знаем, Бережем и охраняем! Соберем не на потеху, Отнесем мы их в аптеку!
Воспитатель:
Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но так, же они помогают им лечиться от болезней. Послушайте стихотворение:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями колючими
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовем мы их… (растения)
Воспитатель:
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек узнал, что все звери лечатся разными травами. Разные растения помогают от разных болезней
Лекарственных растений великое множество. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди большого количества современных препаратов есть травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе, которые занимают достойное место, как средство лечения от разных болезней.
А теперь, ребята мы посмотрим, знают ли ваши родители лекарственные растения и от каких болезней они помогают (на видеоэкране показывают отгаданные лекарственные травы)
Мини викторина : «Лекарственные растения»
- ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль?
(подорожник)
-при каких болезнях можно применять подорожник?
(при заболеваниях желудка, при простуде)
- каким лечебным средством обладает мать – мачеха?
(лекарство от кашля)
- это растение лечит многие кожные заболевания.
(чистотел)
- какие растения помогают укрепить волосы?
(лопух, крапива)
- какое растение помогает от кашля?
(ромашка)
Молодцы наши родители, справились с заданием.
Вторая тема нашей викторины :
«Птицы»
1 ребенок
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов, К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо!
2 ребенок
Приучите птиц зимой, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось, Встретить нам весну!
Воспитатель:
Хорошие слова, правда, ребята? Без птиц трудно представить Землю. Птицы наши верные помощники, птицы санитары леса, они радуют нас своим пением.
Ребята у нас задание, необходимо определить зимующих и перелетных птиц (две доски на одну помещаются перелетные, на другую зимующие). В игре могут участвовать и родители. Почти все птицы, как и мы, ведут дневной образ жизни. Но есть птицы, которые ведут ночной образ жизни. Назовите эту птицу?
Физминутка «СОВА»
Летала сова – веселая голова, (бег по площадке) Вот она летала, летала, (взмах руками в стороны) На березку села (повороты туловища влево, вправо) Хвостом повертела, По сторонам поглядела, (круговые повороты головой) Песенку спела Ветки раздвигала, (наклоны вперед, руки назад) В домик приглашала. (легкий бег)
Воспитатель:
Настало время посмотреть третье задание викторины :
«Животные»
Где бы ни жил человек, в городе или в сельской местности, он всегда окружен животными, но люди не всегда хорошо относятся к ним. Ребята, зачем людям животные, какую пользу они принося.
Но вырубая леса и загрязняя воду, люди невольно губят многих животных, насекомых и рыб. Послушаем жалобы жителей фауны и попробуем им помочь.
1 ребенок (дети одеты в костюмы животных)
Мы животные травоядные.
Пишем жалобы многократные.
Ищем вашего понимания,
Справедливости и внимания.
Ради бивней и шкур в нас стреляют,
Ради мяса нас истребляют.
И с тоской глядят наши чучела.
Жизнь такая нас всех замучила.
2 ребенок
Мы животные все мы хищные,
Но полезные, симпатичные
Санитарами нас зовут всегда,
Но и нам порой от людей беда.
Наши шкуры и мех очень ценится
Браконьеры в нас злые целятся.
И в трофеи мы превращаемся.
К вам за помощью мы обращаемся.
3 ребенок
Все мы с детства вам знакомые,
А зовемся мы насекомые.
Мед пчела вам добывает,
Муравей сор убирает
Мы вам рады помогать.
Но и нас оберегать,
Человеку тоже нужно,
Будем жить тогда мы дружно.
4 ребенок
Над землей мы парим в небесах,
И споем свои песни в лесах,
Но в опасности тоже живем.
И боимся людей мы с ружьем.
А жестокие игры ребят?
Зло одно лишь рогатки таят.
И не нужно нас в клетках держать,
Птицы созданы, чтобы летать.
5 ребенок
Мы живем, но не везде,
Место только нам в воде,
Рыбам чистая вода, словно воздух вам нужна.
От отходов загрязненье – это наше истребление.
Строгие примите меры, чтоб исчезли браконьеры.
Жить хотим в морях и реках, мы на благо человеку!
Воспитатель:
Что же мы ответим животным? Чем и как мы можем им помочь? Ребята, может не все представители фауны, нам нужны? Может, нам не нужны осы, змеи, лягушки. Правильно нет лишних существ на нашей планете. Все в природе взаимосвязано и каждый по - своему полезен.
Все, все, все на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд. Кто делает мед, и кто делает яд. Да, если мы с кем – то не очень дружны - Мы все – таки очень друг другу нужны! А если нам кто – то лишним покажется, То это, конечно, ошибкой покажется.
Воспитатель:
Действительно, ребята, на нашей Земле огромное количество животных и все они очень важны и нужны. А теперь все внимание на экран, посмотрим следующее задание.
Тема:
«Вода»
1 ребенок
Из недр Земли забил родник, Ручьем хрустальным ставший вмиг. Спешат ручьи, вперед бегут, И вот рекой уже текут!
2 ребенок
Река течет не как – нибудь, А прямо к морю держит путь. А море, как огромный рот, Все воды рек в себя вольет!
3 ребенок
Ну, а потом их примет сам, Необозримый океан! И он омоет шар земной, Водою чистой, голубой!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на нашу карту и назовите океаны, которые вы знаете. Сколько всего океанов на нашей планете? Назовите, кому и зачем нужна вода? Очень жаль, что люди не берегут это богатство. В реки, и ручьи часто бросают мусор, в море и океаны вытекают тонны нефти и топлива. Как можно избежать этого?
Игра: «Сухое, мокрое»
Слова: лось, подушка, зонт, зеркало, лужа, дым, лилия, капля, чайка, родник, дерево, пруд, бумага, океан.
Молодцы ребята, справились с заданием!
Я напоминаю всем, что бесценный дар – чистую воду, на Земле надо беречь и разумно использовать, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле всегда будет голубая, чистая вода!
Воспитатель:
Предлагаю посмотреть следующее задание.
«Правила поведения в природе»
Мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающею среду, истребляет животных и растения. Мы с вами ребята рисовали экологические знаки, давайте расскажем о них родителям.
Игра «Что обозначают эти знаки»
(дети комментирует знаки)
Игра «Хорошо – плохо»
Зеленый круг поднимаем, если мы правильно поступаем, красный – отрицательно.
1. Загрязняем воды и воздух заводами и фабриками. 2. Развешиваем кормушки и домики для птиц. 3. Мусорим в лесу. 4. Ставим очистительные фильтры на трубах заводов. 5. Браконьерство. 6. Сажаем деревья и кустарники. 7. Создание красной книги.
Воспитатель:
Ребята, а что такое Красная книга? Почему книга называется Красная?
Красная книга – это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал тревоги, запрета понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в красную книгу, необходимо охранять.
Некоторые животные благодаря Красной книги уже спасены: бобр и соболь. Их охраняют в Баргузинском заповедники.
Некоторых животных осталось единицы. А есть животные, которых мы никогда уже не увидим, они исчезли с нашей земли из - за действия человека (лошадь - тарпан, китайский речной дельфин - Байцзи, Норфолкский попугай – кака, морская корова – Стеллера).
Ребята, вы хорошо знаете, что можно и чего нельзя делать на прогулке в лесу, парке, на реке. Я уверена, что вы не принесете вреда природе.
Наш экологический праздник подходит к концу, пусть вам на память, ребята, останется вот эта Красная книга, как напоминание о Дне рождении Земли!
А мы для именинницы споем «Каравай». Вставайте в круг, исполним хоровод для нашей любимой планеты «Земля».
Как на главные именины, Испекли мы каравай, Вот такой вышины, Вот такой низины, Вот такой ширины, Вот такой ужины! Каравай, каравай, ты планету уважай! Землю не обижай, И цветы на ней сажай!
1 ребенок
Наша планета Земля, Очень щедра и богата. Горы, леса и поля, Дом наш родимый, ребята!
2 ребенок
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду ее никому не дадим!
3 ребенок
Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей! Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель:
Ребята, будем помнить всегда эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатство нашей планеты.