Оксана Околотина
Сценарий экологической детско-родительской викторины для средней группы «Наш дом — природа. Берегите ее!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать экологическо-осознанный интерес к планете Земля, её обитателям.
Задачи:
1. Закреплять характерные особенности представителей мира животных и растений, образа их жизни.
2. Развивать умение отличать живое от неживого на основе признаков потребностей живого. Закреплять знания детей о животных, их повадках, звукоподражании; развивать мышление, логику.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, соблюдать необходимые правила поведения в природе и с представителями живой природы. Воспитывать желание беречь природу, охранять ее.
Публикация «Сценарий экологической детско-родительской викторины для средней группы „Наш дом — природа, Берегите ее!“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
4. Создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей. Способствовать развитию гармонизации, доброты и взаимопонимания детско-родительских отношений, сплочению коллектива родителей воспитанников.
Материал. Шкатулка, эмблемы с изображением снежинок и птичек; плакат с изображением зимнего дерева с кормушкой, птички и снежинки (для фиксирования верных ответов на мольберте); картинки с изображением живой и неживой природы; 2 фланелеграфа, фигурки домашних и диких животных для дидактической игры «Четвертый лишний»; карточки с загадками; магнитная доска с магнитами, рисунки детей «Так поступать нельзя!»; небольшой таз для зерносмеси; в чашечках пшено, подсолнечник, пшеничная дробленка, хлебные крошки, сосиска, стакан молока, лимон, яблоко, овсяные хлопья, медальки для детей «Знатоки окружающего мира».
Предварительная работа. Ознакомление с объектами живой и неживой природы. Наблюдение за живыми объектами, растениями на прогулках. Проведение выставки рисунков «Будь природе другом», чтение художественной литературы, энциклопедий, загадывание загадок, дидактические игры «Живое-неживое», «Кто главный в лесу?», «Что нужно людям?», «Как нужно вести себя в лесу, в природе?» и др. продуктивная деятельность. Проведение акции «Покормите птиц зимой».
Ход викторины.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках (шкатулка). Как вы думаете, что в ней? Дети высказывают свои предположения. А вы хотите посмотреть?
Дети открывают шкатулку и видят эмблемы. Ребята, посмотрите, что на них изображено (птички и снежинки? Я предлагаю вам взять ту эмблему, которая больше нравится, прикрепите ее к кофточке. Сейчас поделитесь на 2 команды детей с родителями и проведем познавательную викторину на тему: «Наш дом - природа. Берегите ее». В ходе нашей викторины каждая команда проверит свои знания о нашей планете Земля, её обитателях. Команды наши будут называться «Птички» и «Снежинки». Обратите внимание, у нас на плакате нарисовано дерево с кормушкой. За каждый правильный ответ команды, мы будем прикреплять птичку или снежинку. В конце нашей викторины мы посмотрим, что же у нас получилось.
Воспитатель: А что означает слово «природа»?
Дети высказывают свои предположения, затем взрослые дополняют.
Ребята, а вы знаете стихотворения о природе?
Читают дети стихотворения.
1. Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
2. Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
3. Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
4. Природа прекрасна дождями,
Волшебной и дивной весной,
Снегами и листопадом,
И просто сама собой.
Воспитатель: Ребята, вы выбрали эмблемы с птичкой или снежинкой, посмотрите и подойдите к тому столу, на котором изображена ваша эмблема.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
1 задание.
Воспитатель: У каждой команды на столе лежат картинки. Команде «Птички» нужно отобрать изображения неживой природы, команде «Снежинки» – картинки живой природы и потом каждая команда объяснит, чем отличается живая природа от неживой (живая природа - движется, растет, питается, дышит; неживая природа - не изменяется, не питается, не растет, не дышит, не движется).
2 задание.
Воспитатель: Теперь нас ждет путешествие в царство животных. Но сначала прошу вас ответить на вопрос: «На какие две большие группы делятся все животные?» (Домашние и дикие). Прошу команды пройдите к мольбертам с такой же картинкой как на вашей эмблеме.
Воспитатель: Вопрос команде детей и родителей «Снежинки»: «Почему некоторых животных называют домашними?» (Живут около человека, он создает им условия для жизни: кормит, строит жилье, лечит, ухаживает).
Воспитатель: Вопрос команде детей «Птички»: «Чем дикие животные отличаются от домашних?» (Сами строят жилище, сами добывают пищу, сами себя лечат, никто за ними не ухаживает).
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Посмотрите на группы животных и определите, какое животное является в каждой группе лишним и почему.
3 задание.
Воспитатель: А сейчас, мы предлагаем нашим родителям загадать загадки по очереди детям из команды соперников. Но, ребята, отвечать вы будете не словами как вы привыкли, а показывать повадки животных, птиц которых отгадали и как они разговаривают (звукоподражание).
Начинает загадывать загадки родители из команды «Птички», далее команда «Снежинки».
1. У болотной мягкой кочки,
Под зелеными листочками,
Притаилась попрыгушка, пучеглазая … (лягушка)
2. В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый… (волк)
1. Полосатый, хвост трубой,
Умный, шустрый, озорной. ,
Мышкам ходу не даёт.
Догадайтесь - это. (кот)
2. Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
Очень уж добра, быстра,
И хозяину нужна.
Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.
Жеребенка нам родит,
Отгадай же в этот миг…(лошадка)
1. Все слепой меня считают
Утром, днём. Но ночью я
Вижу всех во тьме кромешной:
Даже кроху муравья. (сова)
2. Даже волк меня боится!
Стороной бежит лисица.
Лучше ты меня не трожь!
Я колючий серый… (ёж)
1. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый (жук).
2. На дворе я самый главный,
Нет опаснее меня,
Острый клюв и гребень красный,
Что, узнали вы меня? (петух)
4 задание.
Воспитатель: А сейчас загадка для двух команд.
В шубе летом, а зимой раздетый (лес).
- Подумайте и ответьте: Что такое лес? (Это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд и нор, спасаются от врагов).
Воспитатель: Все люди любят природу, гулять и отдыхать в лесу, но не все знают, как необходимо вести себя вежливым гостям, чтобы не навредить нашему зеленому дому. Наши дети вместе с родителями нарисовали рисунки на тему: «Так поступать нельзя!» Ребята, посмотрите на рисунок и придумайте предложение, которое начнёте со слова «нельзя» (нельзя шуметь и сорить в лесу, нельзя рвать с корнем растения, нельзя ломать ветки, нельзя жечь костры, нельзя загрязнять водоемы, нельзя разорять гнезда и т. д.).
Рисунки детей на тему "Так поступать нельзя" крепят родители к магнитной доске.
5 задание.
Воспитатель: Но, дорогие участники викторины, мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть выполнять определенные правила. Вот мы сейчас посмотрим, известны ли вам эти правила. Предлагаю игру, которая называется «Да! Нет!» Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду (нет)
А если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
6 задание.
Воспитатель: Уважаемые родители, а вы помните, какая акция у нас проходит в группе?
Родители: «Покормите птиц зимой».
Воспитатель: Прошу вас с детками подойти к столу. Ребята, ответьте какие продукты вы видите? (в чашечках пшено, подсолнечник, пшеничная дробленка, хлебные крошки, кусочек сала, стакан молока, лимон, яблоко, овсяные хлопья).
Воспитатель: Ребята, вам нужно выбрать из предложенных продуктов те, которыми питаются птички и с помощью родителей вы можете ссыпать в небольшой таз зерна и сделать зерносмесь для зимующих птиц.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, каким стало наше дерево на плакате. Что изменилось?
Дети: Наступила настоящая зима. Идёт снег. А когда укрыто все снегом, птицам трудно найти себе пропитание. Мы нарисовали в кормушке разные зёрна, семена, крошки, поэтому синички, снегири, воробьи, голуби прилетели к нашему дереву.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня, все дети показали отличные знания, взрослые активно участвовали в викторине и помогали ребятам.
Все и дети, и родители - настоящие знатоки природы, мы хотим вам вручить медальки «Знатоки окружающего мира».
Всем большое спасибо! Теперь я предлагаю всем одеться, обуться, пройти на наш участок и насыпать угощение которое вы сейчас приготовили для наших птиц.
Литература:
Ресурсы интернет.
Комратова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
Селихова Л. Г. Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 160с.
1. Ребята выбирают эмблемы.
2. Игра "Живое, неживое".
3. Игра "Четвертый лишний".
4. Игра "Чем питаются птицы".
5. Знатоки окружающего мира.