Светлана Концевая
Сценарий экологической викторины «Знатоки природы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
• Закрепить знания детей о живой природе.
Задачи:
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
• Развивать логическое мышление детей.
• Вырабатывать умение быстро находить ответ.
• Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы:
• Объекты живой и неживой природы.
• Карточки с заданиями.
• Наглядный материал с изображением объектов живой и неживой природы (звери, времена года, явления природы).
Публикация «Сценарий экологической викторины „Знатоки природы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
• Жетоны за правильные ответы.
• Эмблемы для команд.
• Игрушка рукавичка Старичок-Лесовичок.
• Музыкальный центр с аудио записями звуков природы.
Предварительная работа:
• Заучивание пословиц о временах года.
• Работа с календарем природы.
• Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказов Ю. Д. Дмитриева «Лесные загадки».
• Загадывание загадок о животных, временах года, явлениях природы.
• Прослушивание аудио записей со звуками природы.
Ход О. Д
Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте гости.
Мы расскажем вам о том,
Как мы весело живем.
День с зарядки начинаем.
Упражненья выполняем
Всех приветствуем с утра:
«С добрым утром!»
За день много успеваем:
Весело поем, играем.
На занятиях всегда
У нас серьезная игра.
Воспитатель. Ребята, да у нас еще один гость посмотрите? Кто же это ребята?
Дети. Старичок-Лесовичок.
Воспитатель. Правильно ребята. Но что привело тебя Старичек-Лесовичек к нам, почему ты покинул свой сказочный лес. Воспитатель подставляет к уху игрушку Старичка-Лесовичка.
Ребята Старичок-Лесовичок пришел к нам, что бы узнать как хорошо мы знаем природу, как бережно мы к ней относимся. Старичок-Лесовичок приготовил для нас несколько конвертов с испытаниями. Что в них даже я не знаю. А Вам интересно узнать, что в них?
Дети. Да
Воспитатель. Ну что же, а что бы нам было интересней давайте разделимся на двекоманды – команда белочек и команда елочек. (Я развешиваю медальоны с изображением белочек и елочек, сажаю детей на стульчики). И так команды внимание, за правильный ответ команда получает жетон. Команда набравшая большее количество жетонов будет победителем нашей викторины. И так ребята, посмотрите какой красочный конверт, что же в нем находится?
Конверт № 1 «Подбери слово» (общие для двух команд, картинки выбирают дети).
1. Лес может быть густой, а может быть и ___ (редким).
2. Волк – зверь большой, а еж ___(маленький).
3. Весна бывает ранняя, а бывает ___(поздняя).
4. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ___(горькие).
5. Лось могучий, т. е. ___(крупный, огромный). (задать вопрос какой)
6. Цветы сирени ароматные, т. е. ___(душистые).
Ответы детей. Вручение жетонов за правильные ответы (каждой команде по жетону).
Воспитатель. Молодцы ребята с первым испытанием мы с вами справились. Что же во втором конверте? Какой он красивый вот уж постарался Лесовичек.
Воспитатель. Ребята Старичек-Лесовичек очень доволен вашими ответами: «правда Старичек-Лесовичек»,- Посмотрите какой он довольный. Ребята, а у меня для вас есть загадка. Эта вода как камень тверда. Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)
Растёт она вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Показываю картинку с изображением льда, сосульки). Ребята а давайте вместе по лучше рассмотрим кусочки льда и проведем с вами опыты со льдом. (Оборудование: стакан (со льдом, стакан с холодной и горячей водой, картинки с изображением льда, листы бумаги разного цвета (серый, белый, голубой).
Опыт №1. «Определение цвета».
- Ребята как вы думаете какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда картинку. Видно картинку? Значит лёд какой ребята - прозрачный. Молодцы.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Ребята посмотрите у меня два стаканчика, один с холодной водой, а второй с горячей. (Пригласить детей потрогать стаканы с водой и кусочки льда). Как вы думаете кусочек льда утонет в воде или нет?. Опустим кусочки льда в стаканчик с холодной и горячей водой. Смотрите, кусочек льда не тонет. Как вы думаете, что произойдет со льдом. (ответы детей) А как вы думаете в какой воде лед растает быстрей (ответы детей) Правильно, под действием тепла лёд превратится в воду.
Вывод:
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали про лед. Какой он? (ответы детей -бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду).
Как из воды получить лёд? (Ответы). Давайте отставим стаканчики на окно и вернемся к ним попозже.
Воспитатель. А нас с вами ждет уже следующий конверт с испытанием №2 «Разрезные картинки». (делаем на столах по командам).
Воспитатель. Молодцы ребята очень красивые картинки у вас получились. Каждая команда получает по жетону.
А у нас следующий конверт с испытанием № 3 «Ответь на вопросы» (по командам, переворачиваю картинки обратной стороной и прошу каждого взять по картинки).
(вопрос, посмотрите у кого картинка с ответом)
Общие для двух команд:
1. У кого из животных есть иголки? (Еж, дикообраз, ехидна).
2. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, барсук, еж).
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
5. Когда собирают урожай с полей и огородов (Осенью)
6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца, конь, свинья).
7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)
8. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)
Физкультминутка
Мы слепили снежный ком.
Воспитатель. Ну что же и с этим испытанием мы справились, но я вижу еще один красивый конверт, ребята как вы думаете, что в нем.
Испытание №4 «Прослушивание записей «Голоса птиц» и определение, кому они принадлежат». (на ковре или у доски)
Воспитатель включает аудио запись с голосами птиц: Назовите что это за птица. Найди картинку с ее изображением.
Дети озвучивают ответы и получают жетоны за правильные варианты ответа.
Воспитатель. Молодцы ребята, где хорошо живется этим птичкам которых мы слушали (в лесу, а вы ребята знаете правила посещения леса? Чего нельзя делать в лесу?
Испытанием №5 «Составить правила посещения леса».
Ребята выберите по одной картинке и расскажите что на ней изображено.
Ответы детей. Получение жетонов (каждой команде по жетону).
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько жетонов получила команда белочек-, а сколько команда елочек-. (На сколько больше на сколько меньше). Команда набравшая большее количество жетонов получает диплом «Знатока природы», а вторая команда получает диплом «Любителя природы».
Ребята, какие вы молодцы, так хорошо рассказали о правилах посещения леса. Старичок-Лесовичок очень рад нашим ответам, сколько интересных испытаний он для нас придумал, давайте и мы с делаем для него подарок «Снеговика» пусть он будет его помощником в его сказочном лесу. (Подготовить детали снеговика на лист формата А4- 12 деталей). Ребята возьмите по одной детальке и расположите ее на листе. Из каких деталей состоит наш Снеговик? Ну вот,ребята, какой чудный Снеговик у нас получился мы его обязательно доделаем после нашей прогулки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята скажите Вам понравилась наша викторина? Сложные были вопросы? А что понравилось больше всего?А какие задания вам показались сложными? А что нового вы узнали.
Ответы детей.