Светлана Юрьевна Школьная
Экологическая викторина для детей старшей группы «Берегите Землю»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала:
воспитатель МБДОУ № 29 г. Азова Школьная С. Ю.
Программное содержание:
Расширять и углублять знания детей о родной природе, закрепить представления о временах и месяцах, сезонных изменениях в растительном и животном мире, продол-жать работу по активизации и уточнению словаря, совершенствовать все звуки родного языка, развивать интерес к художественной литературе разных жанров, воспитывать бе-режное отношение и любовь к родной планете.
Материал и оборудование:
Публикация «Экологическая викторина для детей старшей группы „Берегите Землю“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Викторины, экологические квесты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Групповая комната оборудована под импровизирован-ный лес, на полянке «горит костер» дерево с дуплом, костюмы 12 месяцев года с талис-манами каждого месяца, костюмы Весны, Рассказчицы, девочки Аленушки, стаканчики с почвой, бобовые зерна, счетные палочки, 2 фланелеграфа, рисунки белочки и зайчика /разрезные/, «Красная книга нашей группы», экологические значки, корзиночка для Аленки, бубен, обруч, 6-8 колечек, мяч, магнитофонная запись: П. И. Чайковский «Вре-мена года», колокольчик.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В групповой комнате импровизированный лес, посредине полянка, на полянке «горит костер». Вокруг костра на коврике сидят дети в костюмах двенадцати месяцев года. В руках у каждого ребенка талисман – предмет, подчеркивающий его принадлежность к данному периоду года: снежинка, снеговик, птица, муравей, бабочка, ягоды, вишни, колосок, яблоко, грибок, желтый лист, голая веточка, дед Мороз.
Дети сидят по-турецки, тих играет музыка.
/П. И. Чайковский «Времена года/
Ведущая: / рассказчица/: Жила – была на белом свете одна девочка. Звали ее Але-нушка. Была она хорошим человечком: послушной дочкой, прилежной ученицей, весе-лой подружкой. Доброй, ласковой, умной росла Аленушка. И очень любознательной. Как-то раз отправилась Аленушка в лес, подсмотреть, подглядеть, что же там происхо-дит, давно она в лесу не была… Долго ли, коротко ли вышла она на лесную полянку. Смотрит, а там костер горит, а вокруг костра народ сидит. Поклонилась она всем, по-здоровалась, попросилась к огню погреться.
Аленушка: «Здравствуйте, люди добрые. Можно мне у костра погреться?»
Самый старший отвечает: «Здравствуй, девочка. Садись, грейся!»
Присела Аленушка к костру и стала хозяев рассматривать. Костюмы у всех раз-ные, а лица одинаковые: добрые, приветливые.
Спрашивает Аленушка: «Простите, хозяева, за любопытство, кто вы такие буде-те?»
А собравшиеся отвечают: «А ты разве нас не узнала? Посмотри на нас внима-тельно».
Присмотрелась девочка и говорит: «Все вы разные, а чем-то похожи, словно бра-тья».
- «Так мы и есть братья, все двенадцать месяцев года» - отвечают братья-месяцы – «Угадай, кто из нас кто?»
Дети встают по очереди и читают четверостишья о своем месяце. Аленушка отга-дывает их и называет.
В. Степнов
Лесной Календарь
Январь:
Замело в лесу пригорки
И овражки замело
Зайка выскочил из норки –
Тихо, холодно, бело.
Февраль:
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник волк,
Испугался и примолк.
Март:
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Апрель:
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Май:
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки
На траве роса дрожит
Лось за радугой бежит.
Июнь:
Солнце в небе светит ярко
Но в густой тени не жарко
Тут и там пищат птенцы –
Леса новые жильцы.
Июль:
В золотистых цветах опушки,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка,
Из-за леса дождь идет.
Август:
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло…
Наступает осень.
Сентябрь:
Пусто в домике стрижка –
Улетел, бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый
Октябрь:
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
Ноябрь:
В инее ложбина,
В огоньках рябине.
Дятел клювом бьет –
Зиму в гости ждет.
Декабрь:
Стынут ветви у берез
По ночам трещит мороз
Ну а мишке все равно:
Он в берлоге спит давно.
Самый старший месяц: Молодец девочка. Ты очень наблюдательна. За это мы подарим тебе подарки.
Братья-месяцы дарят Аленушке свои талисманы. Аленушка их благодарит.
Затем спрашивает: «Братья-месяцы, а почему вы здесь сидите?»
Один из месяцев отвечает: «Мы не просто здесь сидим. Мы здесь всю природу-красоту сторожим. Ждем Весну, скучаем, кличем, закликаем!»
Месяцы все вместе: «Весна-красна! Прийди поскорей - порадуй нас и людей!»
Дети-месяцы выстраиваются полукругом. Апрель и Март читают стихи Я. Колоса «Весна».
Март:
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Апрель:
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит.
А другой такой же чистый,
Рядом весело бежит.
Слышится веселая музыка, звон бубна. В группу входит Весна и читает стихи О. Высотской.
«Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май
Солнце в терем приглашай!
Весенние месяцы Март, Апрель, Май подбегают к Весне и обнимают ее, затем становятся на свои места.
Месяцы по очереди задают вопросы весне, а она им отвечает:
- Ну, Весна, как дела?
- У меня уборка.
- Для чего тебе метла?
- Снег мести с пригорка.
- Для чего тебе ручьи?
- Мусор смыть с дорожки
- Для чего тебе лучи?
- Для уборки тоже:
Я лужайки подсушу
На полянку приглашу.
Весна приглашает детей поиграть в русскую народную подвижную игру «Сол-нышко».
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
Покатим, поиграем
И тебе назад вернем!
Играющие образуют круг. В центре круга – «солнышко», а в руках у него четыре обруча желтого цвета.
Вариант первый. На строки 1-4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5-7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг /всего таких кругов-команд че-тыре/. На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол.
По сигналу ведущего /звучание бубна/ все разбегаются врассыпную, по следую-щему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кото-рые сделали это быстрее.
По окончании игры Весна поднимает обруч и говорит: «Вот какое большое яркое солнце я принесла с собой. А что дает солнце земле?»
Дети: «Свет, тепло».
Весна: «А кому нужен свет, тепло?»
Дети: Растениям, животным, людям, всей живой природе».
Весна: «Молодцы! А в какое время суток растения растут?»
Дети: «Ночью. А днем спят».
Весна: «Правильно. Какую геометрическую фигуру напоминает солнце?»
Дети: «Шар».
Весна: «Солнце – это большой небесный нар, а Луна?»
Дети: «Луна – это маленький шар». «А Земля – тоже шар».
Весна: «Как мы должны держать шар в руках, чтобы он не разбился? Крепко, бе-режно, осторожно!»
Весна показывает детям, как осторожно надо держать шар.
Весна: «Вот так бережно, надо хранить нашу Землю, чтобы она была цела и вес-ной цвела. А сейчас мы с вами поиграем в словесную игру, которая называется «Назови приметы весны».
Условия игры: Каждый из вас передает мяч товарищу после того, как называет одну примету весны.
Дети называют приметы: Весной прилетают с юга птицы, тает снег, бегут ручьи, солнышко светит ярче, греет детям ручки, щечки, набухают почки, появляются первые зеленые листочки, зеленеет молодая травка, расцветают подснежники, тюльпаны, лан-дыши, просыпается медведь от спячки, идет теплый дождик, птицы вьют гнезда, выводят птенцов, щебечут на деревьях, выползают муравьи, божьи коровки, цветут деревья, летают комары, мошки, зинчики, бабочки, люди оделит легкие куртки и туфли, дети по-долгу гуляют на улице, прыгают на прыгалках, играют в футбол, весной бывает 8 марта – праздник мам и 1 мая – праздник труда и т. д.
Весна благодарит детей за хорошее отношение и предлагает детям присесть на стульчики.
Ведущая: «Мы весну, ребята, встретили, хорошо играли,
Нам с весною было весело
И она осталась с нами.
Весна: Ой, слышите, кто-то плачет. Где-то у меня в хозяйстве непорядок, пойду разберусь.
Дети показывают инсценировку пьесы «Без друзей не прожить».
Дерево с дуплом, из него выглядывает Филин. Рядоми на пеньке сидит Белка, вы-тирает слезы. Идет Барсук.
Барсук: Доброе утро, Белка-соседка.
Дел сейчас много, видимся редко.
Ты не резвишься, по веткам не скачешь.
Что-то случилось, вижу – ты плачешь?
Белка: Утро недоброе,
Не до веселья.
Филин справляет в дупле новоселье.
Выгнал меня и занял дупло.
В нем и уютно и очень тепло.
Есть там запасы орехов, грибов.
Вкусные желуди с разных дубов.
Барсук берет большой сучок и стучит по дереву.
Барсук: Филин, прошу, оставь Белочкин дом!
Он ей достался великим трудом.
Из дупла высовывается Филин.
Филин: Нет, не уйду,
Мне уютно, тепло.
Пусть Белка поищет другое дупло.
Барсук: Ты, Филин, неправ.
Поступаешь нечестно.
Здесь Белочкин дом –
Всему лесу известно.
Филин: Мне нравится здесь,
Я хочу в нем остаться,
Ко мне не советую
Белке соваться.
Барсук: Ну что же, я сейчас отправляюсь в дорогу,
Подойду позову всех друзей на подмогу.
Барсук уходит. Белка скачет около дерева.
Белка: У меня теплый дом.
Для бельчат построен он.
Все я сделала сама.
Знаю близится зима.
Входят Еж и Барсук.
Барсук: Мы придумали, как быть,
Как его перехитрить.
Еж подзывает Белку, шепчет ей на ухо. Белочка подбегает ближе у дуплу. барсук и Еж выпускают маленькую мышку. Она на веревочке, которую дергают в разные сто-роны то Еж, то Барсук. Мышка пищит. Из дупла выглядывает Филин.
Филин: Мышка, шлю тебе привет!
Славный сделаю обед.
Вмиг тебя я изловлю
Мышек очень я люблю.
Вылетает из дупла и начинает ловить мышку. В это время Белка залезает в дупло. Филин бегает за мышкой, запутывается в веревке и падает в изнеможении. Выходит Барсук и Еж.
Еж: Что мы видим!
Грозный Филин
Мышку – крошку не осилил.
Барсук: Он помял большие крылья
И свалился от бессилья.
Филин: / дрожащим голосом/:
Да, со мной стряслась беда:
Ни туда, ни сюда.
Ведь для вас секрета нет,
Что друзей у меня нет.
Кто поможет снять веревку?
Еж: Белка сделает все ловко.
Филин: Я пред нею виноват.
Барсук: Попроси тогда мышат.
Филин: Мышку тоже я обидел.
Еж и Барсук:
Филин, Филин
Все мы видим
И даем тебе совет: Заводи друзей, сосед.
Белка, Еж и Барсук распутывают Филина.
В конце все герои вместе с детьми исполняют песню:
Как хорошо, как хорошо
Все помирились снова
На помощь другу мы всегда
Всегда идти готовы.
Белка семечки грызет,
Ежик песенки поет,
Тут у нас – все друзья,
Без друзей нам жить нельзя.
По окончании песенки звучит колокольчик.
Ведущий: «Внимание, Внимание!
Для всех ребят и зверят открывается лесная школа.
Кто хочет учиться?»
дети дружно все поднимают руки.
Ведущий: «Всех детей мы разделим на две команды».
Белочки и Зайчики.
Я буду задавать по одному вопросу каждой команде
/»Дошкольное воспитание» № 1 1993г. стр. 45-48/
1. Белочке на день рождения подарили много игрушек. Опишите их:
- Какая была кукла? /Красивая, нарядная, говорящая, большая/
- Какая была кухонная посуда? /Блестящая, удобная, разная, деревянная, металли-ческая/
- Каким был мишка? /Косолапый, плюшевый, огромный, коричневый/
- Каким был котенок /беленьким, пушистым, мягким, теплым/
2. В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто?
- Рыжая, пушистая, хитрая? /Лиса/
- Длинноухий, короткохвостый, трусливый /Заяц/
- Круглый, колючий /Еж/
- Серый, злющий, зубастый /Волк/
- Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый /Медведь/
3. Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнова-ние: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном.
- Первым прибежал заяц.
- Второй была лиса.
- Третьей прискакала белка
- Четвертым домчался лось
- Пятым добежал волк
- Шестым прикатился еж
- Седьмым приковылял медведь
- Кто будет в лесу почтальоном?
- Кто приковылял последним?
- Кто домчался до финиша?
4. Пролетала сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
- Кто примчался первым к улью?
- У кого была самая маленькая посуда?
- А самая большая посуда?
Ведущий: А сейчас каждая команда составит портрет своей зверушки. Дети со-ставляют портрет Белочки и Зайчика из разрезных картинок.
В конце школьного дня Ведущий подводит итог:
«Хорошо потрудились наши герои сегодня: и на сказочной поляне и в весеннем спектакле и в лесной школе».
Весна: Порадовали меня и Аленушку своими знаниями родной природы. Я хочу за это подарить вам, дети, «Красную книгу нашей группы». Все нарисованные здесь растения и животные стали редкими на планете Земля и нам надо очень-очень поста-раться сберечь оставшуюся живую природу.
Аленушка: Ребята! А я подарю вам по зернышку, посадите их в землю и вырастите, чтоб красивой была Земля.
Аленушка раздает детям стаканчики с землей, зерна и счетные палочки. Дети са-дят зерна.
После посадки дети выстраиваются в полукруг и читают стихотворение М. Дуди-на:
«Берегите Землю».
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
Весна дарит детям в конце занятия по маленькому солнышку – апельсину!