Лучший педагог года

Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста

Мария Мелешина
Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Публикация «Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги: Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. П. Залогина, А. П. Усова и др. Результаты исследований показывают, что в дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение.

Переломным моментом является возраст пяти лет. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга. Правда, они отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства. Это сенситивный период формирования нравственной самооценки, нравственного самосознания. Конфликт между осознанием и оценкой своих эгоистических действий, как недолжных, и желанием быть, как взрослый, который выступает для ребенка воплощением добра, достигает своей кульминационной точки, и итогом этого противоречия и является возникновение у ребенка элементов нравственной самооценки и основанного на этом мотиве нравственно-бескорыстного поведения.

В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка. Прежде чем детям расскажут об этом документе, они могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе со своим справедливым «законом», который «установят» сами. С этой целью воспитатель проводит ряд этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать и др.). Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношений и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т. е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Детские взаимоотношения отличает высокая эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, характер взаимоотношений развивается от конфликтного, когда основная потребность выделиться и утвердиться, до дружеского, когда потребность во взаимодействии начинает превалировать над потребностью самоутвердиться. Детские общности дифференцированы, в них можно встретить детей с разными статусами, при этом на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников положительно влияет успешность в деятельности, способность конструктивно общаться, наличие дружелюбия.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах. Если четырех - пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Также к шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Даже к старшей ступени дошкольного возраста отношения между 2-3-детьми, носящие признаки дружбы, характеризуются главным образом как личные отношения. Появляются и более крупные детские объединения в 5-6 человек (устойчивые и меняющиеся, которые под влиянием общих воспитательных требований постепенно приобретают общественную, коллективную направленность. Дружеские взаимоотношения детей 6-7 лет имеют определенную форму общения, имеющую моральную направленность. Это общение регулируется доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной деятельности, в основе которой лежат нравственно направленные мотивы. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная дружба, а также между всеми детьми группы. При наличии дружелюбия в детских отношениях наиболее успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений 67-летних детей, например, сообща (небольшой группкой, всем вместе) выполнить намеченную задачу, имеющую значение для отдельных детей, для всей группы. В свою очередь дружная, слаженная работа, игра положительно влияют на дальнейшее развитие дружеских связей между детьми.

Все чаще наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания.

Исследователями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т. е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т. д., то есть испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В исследовании Т. А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается: «Старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения и друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими, даже вопреки справедливости (рисунок друга - самый лучший)». В этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже по двое.

Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе. Именно в условиях взаимоотношений со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Так, Е. О. Смирнова и Т. В. Лаврентьева отмечают, что к шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу. Девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает в круг «кошку» - свою подружку. Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, т. е. их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно закладываться воспитателем в дошкольные годы.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и доброжелательные, товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей - 2-4 человека.

Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.

Изучение трудов психологов Д. П. Лаврентьевой, М. И. Лисиной, Л. П. Почевериной, Е. В. Субботского и т. д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку, то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью». Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей. Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико.

Задача педагога – формировать представления у детей о дружбе, сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности от всей группы.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности.

Публикации по теме:

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Особенности формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Разрабатываем дидактические игры для формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста Прогулка по моему любимому городу Исилькулю. Игровые задачи: 1. Формировать у детей знания о своём родном городе. 2. Формировать знания у.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования.

Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Современные научные данные доказывают,.

Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к се-бе:.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста В настоящий момент, в период роста.

Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 05:27
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Мелешина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД