Наталия Кожухова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно - пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников.
Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №25 г. Орла"
Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению экологического образования.
Второе условие - наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.
Так же для формирования экологических представлений необходимы программно - методическое обеспечение педагогического процесса; личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения экологических знаний и умений; организация наблюдений на природе; вовлечение родителей в работу по экологическому воспитанию.
Остановимся подробно на одном из важнейших педагогических условий формирования экологических представлений у дошкольников - наличие в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Ведущая идея её создания в детском саду заключается в том, что эффект экологического воспитания дошкольников во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Она способствует активации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Развивающая предметно-пространственная среда в экологической студии обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 3 до 7 лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение со взрослым и друг с другом в рамках ООД под руководством взрослого;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
- двигательная активность.
В развивающей среде экологической студии отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Оснащение нашей экологической студии меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Зоны экологической студии : живой уголок; зимний сад; уголок для театрализованных игр; библиотека книг о природе; уголок познавательно-исследовательской деятельности; дидактические игры для разных возрастов природоведческой тематики.
Объекты для исследования и образно-символический материал педагог располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их образовательной деятельности.
Обучающие материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, на нижних открытых полках шкафов и т. п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
Развивающая предметно-пространственная среда экологической студии обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.