Татьяна Криущенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Экологическая цепочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей средней группы. Март 2018г.
Тема: Экологическая цепочка.
Цель: Продолжить формировать представления об окружающем мире
Задачи:
- Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной,
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей „Экологическая цепочка“» размещена в разделах
- Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой.
- Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга
- Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.
- Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
- Совершенствовать экологические знания.
- Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной. деятельности
Тип НОД – знакомство с новым материалом
Вид НОД - проблемная ситуация
Приоритетные образовательные области – познавательно - речевое развитие
Интеграция видов детской деятельности : чтение художественной литературы, социализация, познавательная, оздоровление, музыка.
Методы и приемы:
Словесные –беседа, загадка, чтение стихотворений
Практические – конструирование пирамиды
Оборудование: «Прямоугольные этажи» пирамиды, карточки компьютер, видеоролик «Весенний лес»; аудиозаписи: голоса птиц, музыка для игры, дидактические шапочки: цапля, цветок, лягушка, бабочка, солнце; презентация «Экологическая пирамида», цветы плоскостные.
Предварительная работа: разучивание стихов о весне, знакомство с речевой зарядкой наблюдения за изменениями в природе на участке во время прогулок.
Ход НОД
I. Вводная часть
1. Организационный момент (создать мотив к обучению) :
Мотивация аудиозапись «Голоса птиц»
Чтение стихотворения
Воспитатель:
«Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвой!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала»
О чем написано, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?
Дети: О весне.
II. Основная часть:
Беседа (развивать речевые умения детей, связную речь)
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
Дети: Дошла. Апрель.
Воспитатель:
И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Дети: День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Деревья просыпаются, набухают почки.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
Дети: Растения лучше растут, посажена рассада,
Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Дети: Не хватает солнца, тепла.
Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Физкультурная минутка «Бабочки» (способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности).
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Загадки (развивать речь, память) :
Послушайте загадку
Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает
Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель:
А почему вы так решили?
Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Видеофильм Лес и его обитатели (закрепить знания детей о живой природе)
Воспитатель: А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает видеоролик) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Дидактическая игра «Экологическая пирамида»
Воспитатель:
И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить.
Эксперимент «Пирамида» (Определить обстоятельства, подлежащее проверке путём эксперимента)
Воспитатель: Проверим это?
Дети: Да.
Воспитатель: (Убираем верхний этаж) Если убрать верхний этаж – птиц, подумайте и скажите, что будет?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Убираем солнце. Что произошло?
Дети: Пирамида развалилась.
Воспитатель: В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Подвижная игра «Цепь питания» - показать в движениях цепь питания, развивать физическую активность, логическое мышление.
Воспитатель: Давайте поиграем в одну интересную игру. (Показывает карточки с рисунками солнца, цветов, бабочек, лягушки, цапли). Что можете сказать о них?
Дети: Солнце греет, цветы растут, они нужны бабочкам. Лягушка питается бабочками, а цапля съедает лягушку.
Воспитатель: Давайте сейчас эту последовательность покажем в движениях.
Ход игры: солнце - ребенок, растение — ребенок, лягушка— ребенок и т. д., растет — поднимаются руки на верх, бабочка -— летает вокруг него, лягушка ловит бабочку, потом цапля ловит лягушку. Эту игру можно играть по подгруппам.
III Часть. Заключительная часть.
Рефлексия.
- О каком времени года мы говорили?
- О чём еще мы сегодня говорили?
- Можно нарушить экологическую пирамиду?
Чтение стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету.