Татьяна Головина
Проект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему радуга разноцветная»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ УРОКА
на тему:
«Почему радуга разноцветная?»
Подготовил: учитель начальных классов
Головина Татьяна Анатольевна
Тема: Почему радуга разноцветная?
Задача урока : ученик должен узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности
Оборудование:
1. Наглядность для актуализации опорных знаний,
Публикация «Проект урока по окружающему миру в 1 классе „Почему радуга разноцветная“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Радуга, радужные идеи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
2. Наглядность для подведения к проблемному вопросу.
3. Карточки.
4. Тематические рисунки.
Ход урока.
I Организация проблемной ситуации.
а) Введение третьего лица
- Начнём наш урок со сказки.
- «Однажды Муравей Вопросик попал
под сильный дождь и спрятался под
зонтиком. А когда дождь почти кончился
и появилось солнце, Муравей услышал,
как высоко в небе кто –то запел тоненьким
голоском:
- Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
пробегаю по листве.
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей-Вопросик.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем,
что увидел Муравьишка:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (радуга)
( На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
- Как же так? – удивился Муравьишка.
– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.
б) Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова: дождь, радуга
- ДОКАЖИТЕ, что у этих слов есть общий признак.
(дождь, радуга - природные явления.)
- Объясните причину возникновения дождя.
(Капли дождя, из которых состоят тучи,
тяжелые. Они не могут долго держаться
и падают на землю.)
- Объясните причину возникновения радуги.
(Учащиеся затрудняются ответить.)
- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)
в) Подведение к проблемному вопросу.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной.
- А хотелили бы узнать? (да)
- Давайте послушаем стихотворения о радуге
(Чтение стихотворений о радуге. Читают подготовленные дети)
1. Солнце светит и смеется,
а на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга! (Данил)
2. Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга.
Заслонила облака (Настя)
-Как авторы называют радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
- А почему семицветная? (из 7 цветов)
Проблемный вопрос.
Построение гипотезы.
- Ребята, как вы думаете, что нам сегодня нужно исследовать? (узнаем почему радуга разноцветная. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
II Открытие новых знаний.
а) Наблюдение-исследование деятельности исследования.
- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"
Фильм( 3 мин.)
- Что нового и интересного для себя вы узнали?
(Кажется, что свет белый, но он состоит
из различных цветов. Каждый цвет распространяется
разными волнами. Чем крупнее дождевые капли,
тем ярче радуга. Если мы будем находиться над
дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.
Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.)
-На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
б) Формулировка открытия
- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга?
РАДУГА – ЭТО СОЛНЕЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ
- Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга.
III Проверка открытий.
а) Продолжение исследования-наблюдения
Работа в парах
- Возьмите призму.
(прозрачная призма заменяет
в опыте капельку воды,
- Направьте призму на солнечные лучи.
- Что увидели на стене?
- Рассмотрите получившие разноцветные лучики.
- Какие цвета увидели? Зарисуйте их.
- Какой вывод можем сделать?
(Из опыта доказали, что луч
света, проходя через призму,
распадается на разные цвета.
- ДОКАЖИТЕ, почему радуга разноцветная?
(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.)
Физкультминутка
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошёл. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком
Продолжение исследования-наблюдения:
- В чем, по вашему мнению, красота радуги?
(В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)
- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Какие это цвета?
- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?
(на доске две радуги)
-Рассмотрите в учебнике на с.
40 рисунок радуги Мудрой Черепахи
-Назовите цвета радуги, начиная сверху.
(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.
- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).
- Так какая же радуга правильная? (радуга под номером один)
IV Подведение итогов.
а) Работа в паре.
- У вас на партах лежат конверты с полосками:
расположите цветные полоски так, чтобы
получился кусочек радуги.
Взаимопроверка (по заданию учебника) : поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.
Б) Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.
- С. 26- раскрасить радугу (под музыку «Песня о радуге»)
- Ребята давайте поможем Вопросику раскрасить радугу.
- Представьте, что на радуге живут радужные
человечки, у каждого изних есть шарик своего
цвета, раскрась эти шарики в той
последовательности, что и на радуге.
-Радужные человечки любят ездить на радужном
поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики.
-Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.
-А теперь поднимите зеленые светофорчики те ребята, у кого все правильно, красные те, кто допустил ошибку.
Рассмотрите рисунок на с. 41.
- ДОКАЖИТЕ, что у Муравья и Мудрой Черепахи получится радуга.
(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.
- Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день, яркие радуги у водопадов.)
V Выводы исследования.
а) Рефлексия
- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
- Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
- Из каких цветов состоит радуга?
(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
«Проверь себя»
Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».
Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;
Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.
-У радуги семь цветов?
-Все цвета расположены в определённом порядке?
-В радуге есть коричневый цвет?
-Строители радуги – солнце и дождь?
Игра «Третий лишний».
- Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.
- Осталось лишь только оценить себя.
- Оцените свои достижения на уроке.
Критерии оценивания:
(зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
(жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
(красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)