Ольга Бурдочкина
Экоурок для воспитанников старшей группы «Что такое экология и как посадить дерево?»
Эко урок для воспитанников старшей группы «Что такое экология и как посадить дерево?»
Программное содержание. Дать воспитанникам элементарное представление о том, что такое заповедник, экология. Формировать убеждения, что природа бесценна, что нужно охранять родную природу и бережно к ней относится. Дать представления о том, как дети могут помочь в восстановлении экологии. Формировать умения в посадке деревьев.
Публикация «Экоурок для воспитанников старшей группы „Что такое экология и как посадить дерево?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Посади дерево. Экологические акции древонасаждений
- Посадка и выращивание растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Оборудование. Изображения лесов, вырубленного леса, загрязнённой территории; семена дуба – жёлуди, земля в горшочках, лейки, фартуки.
Книга «Азбука природы» - Книга для чтения о природе. – 3-е изд. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С. 20, 64.
Ход совместной деятельности
Организационный момент
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение.
Всё — от старой сосны до забора,
До большого тёмного бора,
И от озера до пруда —
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже лужа — вот это да! —
Окружающая среда.
Воспитатель. Скажите, что такое окружающая среда? (То, что нас окружает.)
Основная часть
Воспитатель. Окружают нас не только дома, машины, разные строения, но и природа! И сегодня вы познакомитесь с двумя новыми словами, которые должен знать каждый человек! Сейчас я прочитаю вам статью из книги «Азбука природы», вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос: «Что такое заповедник?».
Чтение статьи из книги «Азбука природы» «Заповедные территории».
Природа! Как часто мы произносим это слово, не задумываясь о его значении. Окружающий мир стал для нас чем-то обыденным. Мы не думаем о природе как о доме, в котором живём. А когда-то очень давно люди жили с природой в гармонии. Окружающий мир и человек были единым целым. Сейчас же природа нуждается в нашей помощи, внимании. Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают животные и растения. Многие из них раньше встречались часто, а сейчас стали редкостью. Они внесены в Красную книгу и находятся под особой охраной в заповедниках. Заповедники - это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. В них запрещена охота на животных, не разрешается рубить деревья и собирать ягоды. Заповедник - это закрытая территория, свободный проход на которую запрещён.
Воспитатель. Ребята, что такое заповедник? (Ответы воспитанников.)
Для чего нужны заповедники? (Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Сейчас я назову вам ещё одно новое слово, а вы попробуйте догадаться, что оно обозначает. (показ иллюстраций с вырублеными лесами, загрязнённой территорией) Слово это - экология. (Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Экология - это наука об охране природы. Ребята, представляете, природе нашей сейчас плохо, она буквально плачет! Люди загрязняют её, мусорят, строят заводы на берегах рек, загрязняя их, вырубают лес. В настоящее время экология нашей страны находится в катастрофическом состоянии!
Поиграем в игру: «Хорошо – плохо». Если то, что я скажу хорошо, вы хлопаете в ладоши, если плохо, должна быть тишина.
• Собирать мусор;
• ломать ветки;
• рвать цветы;
• ухаживать за клумбой;
• рубить деревья;
• разорять гнёзда птиц;
• разбрасывать мусор в лесу;
• сажать деревья.
Воспитатель. Сегодня на планете, к сожаленью, осталось очень мало лесов (показ иллюстраций). Их срубают, а взамен не сажают. Срубить дерево минутное дело, а растет оно медленно. Много лет… Лесов становится все меньше и меньше. А что лес дает человеку? (Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Лес является домом для животных, он нам дает чистый воздух, ягоды, грибы. Получается, что лес нужен для человека или нет? Нужен. Очень нужен!
Физминутка. Давайте погуляем по лесу!
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Воспитатель. Деревья – это жизнь, это ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ… Деревья нам дают кислород, очищают воздух, поднимают воду к поверхности земли, тем самым наполняя реки, озера, моря. Без деревьев наша планета превратится в безжизненную пустыню, что сейчас и происходит с катастрофической скоростью.
А вы хотели бы, чтобы воздух на всей планете был чистый? И все люди жили счастливо? Мы можем что-то для этого сделать? Давайте подумаем, как мы можем помочь природе и внести частичку в восстановление экологии нашей страны. (Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Сейчас мы с вами посадим в горшочки деревья, вот их семена. Кто догадался, что это за деревья? Если каждый человек будет сажать хотя бы по одному дереву в год, то наша планета преобразится, у нас будет много деревьев и чистый воздух.
Вам нужно приготовиться к работе: надеть фартуки, взять горшочки и жёлуди.
Практическая часть.
Воспитатель. С какой мыслью посадишь дерево, такую мысль оно и будет взращивать! А теперь каждый возьмите в ладошку семена деревьев. Теперь накройте ладонь с семенами другой ладошкой, чтобы семена впитали тепло вашего тела, ваши энергии. А теперь давайте закроем глазки и представим всё самое светлое и доброе, чтобы вы хотели передать дереву, чтобы оно усиливало и взращивало ваши самые светлые мысли.
Воспитатель показывает как посадить жёлудь в землю. Желательно подойти к каждому ребёнку, посмотреть, скорректировать его действия. Дети сажают семена деревьев.
Воспитатель. Вы теперь самые близкие люди для этих деревьев, ухаживайте, следите за ними. Можно им петь радостные песни, словесно подбадривать, чтобы хорошо росли. Вы несёте за них - ответственность. Когда принесёте горшочки домой, внизу нужно сделать две дырочки. Зачем их делать? (Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Правильно, чтобы стекала лишняя вода. Каждый день пальчиком трогайте землю, сухая – полейте, влажная – не поливайте. Когда жёлудь выпустит листики и окрепнет, нужно высадить дубок туда, куда вы захотите: в городе, на даче, на полянке, в лесу.
Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину».
Закончить наше занятие я хочу стихотворением Евгения Шкваловского.
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим — не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус — шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!