Елена Омелина
Эффективные формы, средства, методы и приемы для реализации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы, средства, методы и приемы для реализации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте.
Консультация для педагогов.
Подготовила воспитатель МАДОУ "ЦРР -детский сад № 110" г. Сыктывкара Омелина Е. А.
Публикация «Эффективные формы, средства, методы и приемы для реализации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Патриотизм (от греч. соотечественник, родина, отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё (энциклопедия культурологии).
- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите (философская энциклопедия).
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Дошкольникам младшего возраста доступно чувство любви к самым близким людям, к родному селу, родной природе, к своей улице, дому, в котором он живет, детскому саду. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств, методов и приемов.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников актуальны для любого возраста, их можно объединить в несколько групп.
Художественные средства – Художественная литература, спектакли, кино, музыка, изобразительное искусство, диафильмы, все то, что оказывает эмоционально—нравственное влияние на ребенка дошкольного возраста. Здесь очень важны экскурсии на выставки, в театры, просмотры кино—и видеофильмов, а также эмоционально—содержательный подбор художественных средств, учет возрастных и психологических особенностей дошкольников, их эмоционального и психического восприятия. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
Природные средства – особенности воздействия окружающей природы на формирование нравственных основ у детей дошкольного возраста, способность развивать у детей добрые, гуманные чувства, стремление заботиться о животных и растениях. Все это формирует у ребенка не только положительное, заботливое отношение к окружающему миру, но и уверенность в собственной значимости как части окружающего мира.
Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование моральных установок.
Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Природа, род, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению Анатолия Николаевича Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
Важным средством нравственно-патриотического воспитания является Создание предметно-развивающей среды.
Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, обучение, художественная деятельность.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное развитие: совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания.
Выделяют 3 группы методов нравственно-патриотического воспитания;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования : поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. ( Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Задачи нравственно-патриотического воспитания в младшей группе :
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка, в котором они живут.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию представлений о близком социальном окружении.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста являются индивидуальные занятия, беседы.
Основной прием - игровой.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
• организация инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
• хороводные игры, игры-имитации;
• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
• рассматривание семейных фотографий и др.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в средней группе :
Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
В средней группе основной формой нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста являются групповые тематические занятия; тематические беседы.
Исходя из задач, используются следующие методы для работы с детьми :
-Семейные фотографии, обращается внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге.
-Игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей.
-Ситуации «добрых дел» : в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
-Целевые прогулки, экскурсии.
-Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике поселка.
-Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
-Беседы с детьми о родном поселке, городе, районе, о Москве, о Российской Армии.
-Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций, мультимедийных презентаций (их рассматривание и обсуждение).
- Использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
-Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.
-Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Организация развлечений.
-Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Организация тематических выставок; создание альбомов.
- Посещение мини-музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.
-Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
-Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
-Личный положительный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
-Важнейшим методом формирования нравственного сознания является положительный пример, взятый из жизни. Это могут быть литературные герои, персонажи детских фильмов, спектаклей.
-Методы стимулирования – использование соревнований, одобрения, поощрения, индивидуального подхода.
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-инсценировки, драматизация произведений, художественная творческая деятельность детей.
-Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
-Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно-коммуникационные технологии используются при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов, обучающих фильмов; проведении дидактических игр, интерактивных игр и др.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).
Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, рассказ воспитателя, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
Образовательная деятельность с воспитанниками проводится с использованием наглядного материала.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Используемая литература
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. … с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений, - 2-е издание, перераб. и доп. - М:, Издательский центр "Академия", 2000 - 416 с.
3. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 110 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).