Татьяна Золотарева
Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения - важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, если педагоги и родители становятся единомышленниками. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое подразумевает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие и т. д. Для установления доверительных отношений необходимо разнообразить формы работы, внедрить систему работы с родителями, которые помогут включить родителей в активную жизнь группы и детского сада. Объединившись в одну команду, воспитывается потребность делиться друг с другом не только проблемами и решать их совместно, но и общими достижениями и усовершенствовать их. Выстраивая взаимодействие с родителями можно развивать и использовать традиционные формы такие как - родительские собрания, так и более современные формы - акции, экскурсии, родительские клубы, игры, различные оздоровительные мероприятия, тренинги и т. д. Планируя ту или иную форму, мы как педагоги исходим из представлений о родителях, как о современных людях, которые готовы обучаться, саморазвиваться и сотрудничать, выбирая более новые требования к формам взаимодействия : «оригинальность», «интерактивность».
Темочки:
Важную роль в работе с семьей играют наглядные формы работы. Одной из форм работы являются совместные игры, посиделки, гостиные, где родители не просто зрители, но и активные участники мероприятия. Родители узнают детский сад «изнутри», учатся педагогическому мастерству, пробуют свои силы, умения, навыки. И порой делают «неожиданные для себя открытия» о том, как много знают и умеют дети. В нашем детском саду проводится много различных мероприятий с участием родителей, примером такого мероприятия стала игра: «Сто к одному», которая была проведена в старших группах. В ходе игры родители совершили путешествие по сказкам, получили заряд положительной энергии, попробовали свои силы в знании фольклора.
При организации мероприятий совместной работы я использую различные формы : круглые столы, тренинги, видеоматериалы по организации жизни детей в дошкольном учреждении, семье, совместные занятия, походы и др. За чашкой чая или играя, родители получают квалифицированную помощь педагогов дошкольного учреждения.
Так же в дошкольном учреждении активно внедрена и используется новая форма работы – проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты детского сада. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения.
Для реализации проектной деятельности использую различные формы работы. Например, в ходе проекта «Синичкин календарь» с помощью родителей были созданы кормушки, проведена акция: «Птичья столовая». Родители группы активно откликнулись на акцию, изготовили замечательные кормушки и угощения для птиц, помогли развешать кормушки на деревьях в парке города и на участке группы, а так же приняли участие в конкурсе группы «Экологическая сказка». Сказки, сочиненные дома родителями совместно с детьми оформляли в книжку – самоделку. В совместной деятельности родителей и детей, активизируется мыслительная деятельность дошкольников в придумывании сюжета и оформлении книжки. Итогом проекта была создана выставка поделок из природного материала по тематике, в которой дети и родители принимали активное участие. За совместную работу дети и их родители получили благодарности.
В проектной деятельности: «Космические просторы» родители приняли активное участие. Родители очень серьезно и творчески отнеслись к этому проекту, создавая различные поделки для выставок, макеты солнечной системы, планеты из различного бросового материала, спутники. А так же были изготовлены скафандры для игры: «Путешествие в космос» и «Мы космонавты». С помощью родителей в группе пополнена предметно – развивающая среда: фотографиями известных космонавтов, спутники, скафандры.
Изготовили телескоп, чтобы вечером рассмотреть звездное небо.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпения. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Литература.
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008
Книга
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999.