Ольга Теплых
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Но простое осуществление индивидуального подхода не обеспечивает полноценного и эффективного взаимодействия с родителями. Для этого необходимо владеть некоторыми психологическими приемами. Здесь в работе может помочь психолог, работающий у вас в ДОУ.
Позвольте познакомить вас с некоторыми из них:
1. Отношения с родителями должны быть основаны на взаимном уважении.
2. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. 3/Здесь необходимо четкое знание интересов, увлечений, хобби членов семьи воспитанников.
Правила конструктивного взаимодействия
Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:
1. Говорить с родителями только о том, судить о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2. Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но все-таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор.
5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел.
6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем.
7. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
8. Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
9. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в д/с, и, более того, сопротивляется этому, тому «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.
Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
Применяя такие психологические приемы в работе с родителями, постепенно вы сможете достичь тесного сотрудничества с ними и привлекать их к участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Проведение мероприятий с родителями позволяет решить одну из ведущих задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.
Также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет подходы и принципы построения образовательного процесса, который строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
То есть при планировании и проведении каких-либо форм взаимодействия с родителями по реализации какой-либо образовательной области следует привлекать всех специалистов ДОУ и воспитателей.
(Интеграция - объединение частей в целое)
Обращу ваше внимание на интеграцию образовательной области «физическая культура» с другими образовательными областями, непосредственно касающихся моей специфики работы и профессиональной сферы деятельности. Это образовательные области : «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
В образовательных областях «Физическая культура» и «Социализация» осуществляется реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», воспитание у детей чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимовыручки.
В образовательных областях «Физическая культура» и «Познание» развивается познавательный интерес, расширяется кругозор детей.
В образовательных областях «Физическая культура» и «Коммуникация» развивается свободное общение с взрослыми и детьми по поводу организации и проведения подвижных игр, соревнований, эстафет; практическое овладение воспитанниками навыками общения и позитивного взаимодействия.
Таким образом, мы видим, что интеграция данных образовательных областей целесообразна в первую очередь для того, чтобы решать главные цели и задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении необходимо осуществлять различные виды деятельности при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Организуя работу по эффективному взаимодействию семьи и ДОУ можно выделить 7 принципов:
1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, неторопливость).
2. Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются в совместный с ДОУ воспитательно-образовательный процесс (использование нетрадиционных форм работы)
3. Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста.
4. Принцип минимакса – обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.
5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включённости в воспитательно-образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
6. Принцип непрерывности - это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение родителями собственного опыта социальной активности.
С учетом данных принципов можно подбирать, выбирать, придумывать формы работы с родителями по реализации образовательных областей в их интеграции, в частности образовательной области «Физическая культура».
Анализ литературы (журнал «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная работа в ДОУ») позволил найти интересные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательной области «Физическая культура», куда можно привлечь и воспитателей и психолога и музыкального руководителя:
1. Акция – «здоровье - стиль жизни» - предполагает оформление стенгазеты, фотоотчета родителей воспитанников о традициях семейного физвоспитания.
2. «Неделя нескучного здоровья» - включает в себя проведение анкетирования родителей о здоровом образе жизни, беседы с детьми, соревнования с родителями и воспитателями «Спортивный родитель», «Спортивный воспитатель».
3. Реализация проекта «Мир открытий» - выставка семейных творческих работ «Мой физкультурный уголок», проведение семинаров-тренингов по проработке эффективных форм привлечения родителей в совместный процесс воспитания и развития детей. Круглый стол «Общаться с ребенком. Как?», «Общение воспитателя с родителями».
4. Реализация проекта «Театр физического воспитания» - предполагает написание родителями сценария проведения спортивных мероприятий, спортивного досуга для детей и такое подобное.
5. Детско-родительские проекты «В здоровом теле - здоровый дух» - описание традиций семейного физического воспитания в виде фотоальбома, стенгазеты и даже видеоролика или презентации.
6. Проект мероприятий «Солнышко твоего здоровья» - где дети совместно с родителями участвуют в различных мероприятиях спортивного характера, организованных в ДОУ воспитателями.
Во всем этом у каждого участника образовательного процесса своя роль :
Например:
Заведующая детским садом:
• осуществляет общее руководство мероприятием;
Старший воспитатель
• отвечает за организацию работы с родителями;
• контролирует проведение мероприятия.
Музыкальный руководитель:
• подбирает музыкальный материал;
• разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
• проводят подготовительную работу с родителями;
• осуществляют организационный сбор;
• готовят наглядную информацию;
• принимают участие в проведении мероприятия.
Родители :
• вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);
• оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
• принимают участие в проведении мероприятия.
Психолог
• проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
• проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам
• дает рекомендации своим коллегам по поводу создания условий по построению эффективного процесса общения и взаимодействия с родителями.
Таким образом, для решения общих целей и задач по реализации направления взаимодействие с родителями можно привлекать всех работающих специалистов в ДОУ. Каждый из них в рамках своей компетенции сможет решить главные задачи - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.