Юлия Киракосян
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации: содержание, формы, результаты
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом работы с педагогическими кадрами в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога.
К педагогическим работникам ДОУ сейчас применяется 2 вида стандартов:
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профессиональный стандарт в отношении педагогических работников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт педагога ДОУ между собой тесно связаны.
Из-за неукротимой тенденции подрастающего поколения к изменению процесса усваивания информации было принято решение о целесообразном изменении самой подачи современного знания детям всех возрастов начиная с самых первых дней пребывания в общественных организациях (детских садах) до их последнего года обучения в школах, гимназиях, лицеях и иных учебных заведения.
Главной целью данной педагогической реформы стало выведение современного российского образования на более высокий уровень международного образца.
В структуре нормативного документа прослеживается чёткое разделение главных по отношению к детям функций, которые в своей работе должен осуществлять педагог :
1. Обучение.
2. Воспитание.
3. Развитие.
Для решения проблемы формирования успешной личности дошкольников можно применять различные средства, способы, методы, приёмы, подходы. Их применение в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов.
На слайде вы видите уже знакомые вам педагогические компетентности.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога – это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую педагогику и особенности развития дошкольников.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Через весь документ красной нитью проходит мысль о том, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». В нашей профессии без постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись.
Педагог всегда был, есть и будет ключевой фигурой в ОУ. В связи с этим появилась необходимость создания модели внутрифирменного обучения педагогического коллектива к апробации материалов профессионального стандарта.
Сущность процесса внутрифирменного обучения состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога.
Данный процесс предполагает:
• обогащение знаний и умений педагога,
• формирование профессиональной компетентности,
• составление и реализация индивидуальных образовательных планов.
Результатом станет развитие профессиональной компетенции педагогов, что повлечет за собой улучшение качества образовательных услуг.
Цель внутрифирменного обучения – подготовить кадры к работе по новому стандарту.
Важная задача – умение настроить на внедрение профессионального стандарта весь педагогический коллектив, «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.
Отправной точкой в выборе стратегии внутрифирменного обучения педагогов по внедрению профессионального стандарта стал мониторинг и анализ образовательной деятельности в ДОУ, анкетирования педагогов, данные бесед с ними, наблюдения за деятельностью. Всё это позволило выявить ряд проблем в освоении и реализации требований профессионального стандарта.
У педагогов наблюдалась :
• психологическая неготовность и страх;
• недостаточное владение новыми педагогическими технологиями, недостаточный уровень владения ПК;
• не умение определить направление самообразования;
Оценка стартовых условий к введению профессионального стандарта показала, что педагогам необходима помощь в переходе на новые требования.
Основной задачей методической работы становится - помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства.
Отсюда и требования к разнообразию форм методической работы с кадрами и их оптимальному сочетанию.
Говоря об эффективных формах и методах повышения мастерства педагогических кадров, как нам кажется, не стоит строго делить их на новые и старые, современные и несовременные, поскольку любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.
Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом.
Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников, где необходимо знание принципов организации интерактивных форм такого взаимодействия.
Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.
К интерактивным организационным формам работы с коллективом педагогов, относятся формы трёх групп :
1. традиционные,
2. инновационные,
3. новейшие.
Всех их объединяет творческий подход и возможность организации коллективной активности с участием всех педагогов.
Система внутрифирменного обучения педагогов в нашем учреждении состоит из нескольких этапов:
1 этап – аналитический
2 этап – организационный
3 этап – обобщающий
Я хочу показать используемые в нашем учреждении формы работы с педагогическими кадрами на одном примере, а именно, на опыте внедрение интерактивного оборудования SMART.
Аналитический этап показал, что педагогами ДОУ не используется современное оборудование в образовательном процессе.
На организационном этапе с педагогами проведена консультация по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и работе современного педагога», где были продемонстрированы с помощью презентации возможности данного оборудования.
Далее был составлен план работы и организовано обучение педагогов в образовательном центре «Интокс» по использованию данного интерактивного оборудования.
Обучение прошли все педагоги, после которого разрабатывали и апробировали данный материал на группе с детьми.
На семинаре «Внедрение интерактивного оборудования в ДОУ» педагоги были разделены на микрогруппы и высказывали свои позиции «за» или «против» использования с детьми данного оборудования.
В ходе данной дискуссии было принято общее решение, что использование интерактивного оборудования – это актуально и необходимо, т. к. делает ход образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным и запоминающимся. Материал содержит в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывает интерес и способствует созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развивает мыслительные способности. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Соблюдение педагогами дозированного использования развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.
В связи с актуальностью интерактивного оборудования педагоги распространили свой опыт в виде открытого просмотра на педагогическом мастер-классе педагогам своего ДОУ. Педагогический коллектив с энтузиазмом воспринял возможности нового оборудования.
Просмотрев данный мастер-класс многие педагоги загорелись перенять опыт работы с интерактивным оборудованием. А в ходе данного мастер-класса у нас выявились педагоги лидеры по разработке пособий и игр.
Далее был организован семинар-практикум, на котором данные педагоги обучали своих коллег.
В итоге данного мероприятия все педагоги получили задание разработать по одной игре.
Следующей формой работы на этапе обобщения, был творческий час, где педагоги делились своими разработками. Мероприятие прошло в активной форме. Все педагоги участвовали в играх.
Для работы с интерактивной доской и столом были разработаны игры и пособия по 5 образовательным областям, в соответствии с темами недели комплексно-тематического планирования. На слайде представлены некоторые игры по познавательному развитию:
- «Кто живет воде?»
Педагог, говорит детям, что на картинке художник перепутал, кто живет в воде, а кто на суше. Детям предлагается убрать из воды лишних животных. Ребенок дотрагивается до животного, не живущего в воде и оно исчезает, при правильном выборе.
- «Зоопарк»
Обобщение знаний об окружающем мире. Педагог читает детям загадки и при правильном ответе детей на экране появляется изображение животного жарких стран.
- «Дикие и домашние животные»
Педагог предлагает детям найти домик для каждого животного. Ребенок двигает изображение животного и если это его домик, то животное остается там, а если нет, возвращается на место.
- «Овощи»
Педагог просит нарисовать много и один овощ, большой и маленький овощ и сказать что получилось (большой помидор, маленький помидорчик и т. д.)
Итогом проведенного внутрифирменного обучения стало активное использование с детьми интерактивного оборудования, как в совместной образовательной деятельности, так и при проведении досуговых и праздничных мероприятий.
В результате проведенной работы отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации профессионального стандарта в нашем ДОУ:
- использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
- ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
- активизация профессионального общения педагогов и обмен опытом с коллегами.
Педагоги больше стали участвовать в конкурсах районного и городского уровня. Занимают призовые места.
Педагоги активно распространяют свой опыт на методических объединениях.
Принимают участие на сайте сада, размещают там разнообразный и интересный материал своей работы и для родителей и для коллег.
Также благодаря внутрифирменному обучению педагоги стали более уверенными в своей работе и в работе с родителями.
Вовлекают родителей в жизнь сада: участие в выставках, субботниках, совместных досугах.
Родители с удовольствием вовлекаются в педагогический процесс и мы ввели в традицию сада «День наоборот», где любой родитель может встать на место нашего педагога. В роли педагогов уже побывали три родителя:
• в сентябре на общем родительском собрании выступила мама – сотрудник правоохранительных органов с темой парковки у сада и ухода детей домой;
• в октябре мама воспитанника провела для детей концерт скрипки, после которого дети сами попробовали себя в роли музыкантов;
Таким образом, можно говорить о том, что введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде.
Реализация профессионального стандарта педагога – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны методического руководства.
И организация внутрифирменного обучения в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Составитель: Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга