Ступакова Оксана
Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки»
Педагогическая технология становления учебной самостоятельности школьников в условиях реализации ФГОС – опыт не новый, хорошо представленный в развивающей технологии.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Оно пришло на смену объяснительно-иллюстративному способу обучения.
Публикация «Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Поэтому, работая в школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности и схематизму?
Своей первостепенной задачей, как учителя-музыканта я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках музыки вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока музыки внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.
И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, чтобы у ребят появилось желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества
Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно-развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Для более эффективного постижения музыкального искусства учащимся я выделала несколько проблемно-развивающих методов, которые использую на уроках музыки. Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Он позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены. И я заметила, что ученики, испытавшие радость творчества, становятся другими. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи. Например при изучении темы в 1 классе (программа Критской) Опера «Волк и семеро козлят» ребятам были предложены темы мамы козы и волка для прослушивания. И после прослушивания двух тем была поставлена проблема : о чём нам рассказала музыка? О добре или зле? О радости или печали? Дети выходили к фортепиано, создавали образы этих персонажей, отождествляли себя с ними, выражали свои чувства и эмоции в цвете. Так, использование данного метода помогло нам пройти путь рождения музыки, воссоздать её как бы «изнутри». К аналогичным заданиям можно адаптировать «Метод сочинения и импровизации». Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить их на инструменте, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце. Заражаясь детскими эмоциями, переживаниями, проходя весь творческий процесс вместе с детьми, творю и я:
Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать -
Истину откроешь для себя!
Метод содержательного анализа инструментального произведения» (В. А. Школяр) раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.
Полезным также может быть известный в театральной педагогике “метод отождествления”, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами.
Благодаря поиску новых методических возможностей, связанных с взаимопроникновением, взаимовлиянием искусств, я открыла для себя и моих детей «Метод цвет - образ» (Подгорная Я. В.)Это позволяет мне проводить интегрированные уроки с моими коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Так, совместным проектом с учителем изобразительного искусства стал урок в 6 классе на тему «Программная увертюра «Эгмонт», на котором ребята выявили взаимосвязь характера и настроения музыки с общим цветом рисунка, звукоизвлечение с линией, динамические оттенки с цветовыми переходами.
Для меня важно, чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, поэтому они должны применяться в проблемной форме. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Любое толкование музыки не раскроет тайны духовных стремлений композитора и душевную тайну личного восприятия музыки. Поэтому я как учитель, стараюсь не преподносить уже готовую информацию учащимся, а ставить перед ними проблему, заставлять думать и мыслить
Учебная проблема, предполагающая поисковую деятельность, наиболее успешно решается именно в условиях групповой, коллективной работы. Ярким примером высказанной мысли может служить «проблемное» обсуждение интерпретации разучиваемого хорового произведения. Обсуждение возможных вариантов исполнения делает школьников в определенной мере сопричастными к сочинению музыки. Процесс разучивания песни – это от начала и до конца творческий, осмысленный, музыкально-эстетический.
Я привела лишь немногие методы развивающего и проблемного обучения, которые использую на своих уроках. Думаю, что каждый педагог находит свои тайны и секреты для развития способности восприятия музыкального искусства и воспитания духовной культуры ребят.
Данные методы тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое МУЗЫКА? Дети от занятия к занятию дают ответ: музыка одушевляет, проникает в суть вещей, радует, печалит, греет, утешает. Музыка может все, а значит Музыка – это Жизнь! Она созидатель и целитель человеческих душ! Музыка – универсальный ключ к сердцам человечества!
Литература
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Проблемно – ценностное общение. – М. : Просвещение, 2011
2. Командышко Е. Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия //Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. – 2011. - №3. С. 49–52.
5. 3. Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. – М. : ПРЕСТ, 2008. – 32с.