Екатерина Носова
Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной педагогической психологии в конце XIX в. П. Ф. Каптеров выделил один из важных факторов успешности педагогической деятельности - «личностные качества» учителя. Им отмечалась необходимость таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность скромность. Необходимость остроумия, ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна для педагога готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Исследователями большое значение придается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Публикация «Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания» размещена в разделах
Рассматривая педагога как субъекта деятельности, исследователями были выделены профессионально-педагогические качества, которые, по мнению А. К. Марковой, могут быть очень близки к способностям. К важным профессиональным качествам, по А. К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и т. д.
Рассматривая, как и А. К. Маркова, профессионально значимые качества педагога, Л. М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными.
В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Список некоторых качеств (свойств) : вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность и др.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества : направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Н. В. Кузьмина включает в определение личностной направленности еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Исходя из совокупности профессионально-педагогических и личностных качеств педагога, можно выделить несколько индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов, которые не идут традиционными путями, а стремятся реализовать всю совокупность педагогических функций. Они максимально используют те функции своей профессиональной деятельности и особенности педагогической ситуации, которые позволяют им наиболее эффективно оказывать свое личностное воздействие на образовательный процесс.
В. Ф. Шаталов (народный учитель и новатор, отличающийся четкой, математически точной направленностью мышления, создал достаточно жесткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся на схематическое изложение и обозначение материала (система опорных сигналов).
Демократический, основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С. Д. Шевченко эффективно использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие возможности школьников.
Исследовательский подход Б. И. Дегтярева к учащимся ориентирован на постоянное изучение их личности. Им показаны возможные пути обучения учеников рациональным учебным умениям и развития их самопознания.
Направленность на формирование гуманных взаимоотношений учителей и учащихся легла в основу педагогической системы Ф. Г. Деака, которая была успешно реализована через принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно также назвать отличающихся творческим своеобразием Ш. А. Амонашвили, Г. Г. Кравцову, Е. П. Ильина, С. Н. Лысенкову, И. П. Волкова и др.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.