Ирина Ульянова
Специфика проблемного обучения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика проблемного обучения в том, что оно не предполагает получения знаний в готовом виде, а способствует поддержанию познавательного интереса у детей в течении всего занятия и как бы непроизвольно подводит их к “ истине “.
Главная моя задача, как воспитателя – вызвать у детей интерес к занятию, создать у детей состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.
Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли ребёнок, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.
Публикация «Специфика проблемного обучения у старших дошкольников» размещена в разделах
Как правило, дети c удовольствием включаются в решение проблемы, если на занятии использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, Незнайка тоже учит буквы и считает, что буквы были всегда. А вы, ребята, как думаете, всегда ли люди могли писать буквами? Предложить детям провести исследование.
Мальчик с пальчик может быть освобождён из темнице только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по – разному разложить на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Дети с удовольствием помогают ему.
А ещё хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед детьми встаёт конкретная проблема, требующая разрешения. Например, нужно не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему а разные стороны двигались две машины ; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать домик – среду обитания.
В подготовительной группе дети занимаются книгоиздательством. Предложить детям создать энциклопедию для группы, родителей или какого- нибудь героя. Для решения всех проблем нужно собрать новую информацию. Для этого используем символы способов получения информации. Из них дети выбирают доступные в данный момент и те, которыми они могут воспользоваться дома.
Во время работы дети выбирают разные варианты сотрудничества. Договариваются о последовательности действий между собой. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми.
Разрабатывая содержание занятий, я стараюсь учитывать ряд условий:
- интеллектуальная и практическая деятельность детей на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;
- cледует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы;
- содержание занятий должно быть трудным, но посильным. Так как слишком простой или слишком сложной материал не вызывает интереса, не создаёт радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность;
- продумывать задания, при которых дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают задачи проблемного характера.
В конце занятия обязательна рефлексия, где задаются вопросы: Что нового и интересного вы узнали? Чем вам понравилось заниматься? Что вызывало затруднения?
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Её использование вызывает детей высокий интерес к учебному труду, учит самостоятельно добывать знания путём собственной творческой деятельности, развивает мышление, позволяет воспитывать творческую личность.