Алевтина Яструб
Взаимосвязь с воспитателем средней группы по лексической теме «Осень. Признаки осени. Деревья»
Лексическая тема №1: «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»
Словарь по теме Существительные: осень, погода, лист, дерево, береза,, рябина, дуб, клен, ель, кора, корзина.
Прилагательные: теплый, солнечный, дождливый, желтый, зеленый, красный.
Глаголы: расти, идти, дуть.
Предварительная работа. Рассматривание деревьев их листев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.
Рекомендуемая литература: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Пальчиковая гимнастика – су джок
«Вышел дождик на прогулку». 1) Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»
Публикация «Взаимосвязь с воспитателем средней группы по лексической теме „Осень, Признаки осени, Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Вышел дождик на прогулку. («шагают»по столу указательным и
Он бежит по переулку, средними пальцами рук)
Барабанит по окошку, (загибают по одному пальцу на руках на каждую строку)
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожим,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился. (встряхивают с ладоней воду)
Устал. (кладут ладони на стол.)
Физминутка «ДОЖДИК» 1) Физминутка
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два. (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом (имитация бега)
Все бегом, бегом, бегом. (имитация бега)
Мы зонты свой раскрыли, (Руки развести в сторону.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Чистоговорки
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады
ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях
КА – КА – КА - белая мука
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
Артикуляционная гимнастика. Понедельник
[Развитие артикуляционной моторики. ]
Воспитатель объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.
Во время проведения артикуляционной гимнастики воспитатель находится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, поднимая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее воспитатель выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.
Воспитатель:. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети широко открывают рот.
воспитатель. А теперь посмотрите, как показывает зубы маленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.
Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.
воспитатель. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.
Дети вытягивают губы вперед «хоботком».
воспитатель. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы делаете упражнение.
Вторник
Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Воспитатель вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.
Воспитатель. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показывает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети выполняют движения.
Воспитатель. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок.
Дети выполняют движения.
Воспитатель. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».
Среда
Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Воспитатель демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка».
Воспитатель. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте положить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.
Упражнение выполняется 3—5 раз.
Четверг
Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Воспитатель предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зрительной опоры используются игрушки — лисенок, волк, слон, щенок.
Игры Загадки
В плохую погоду
Я с вами хожу,
А в солнечный день
Я свернувшись лежу Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа:
Топать-шлепать по болотам.
Летом вырастают,
Осенью опадают
(Ответ: Листья)
ПОНЕДЕЛЬНИК
Игра с мячом «Назови ласково»
Дуб – Дубок,
Береза – Березка,
Рябин – Рябинка,
Ель – Елочка.
Дождь-дождик,
(туча, солнце, лист)
И тд
Раскрашивание листьев. ВТОРНИК
«Один-много»
дуб — дубы
береза (березы,
каштан (каштаны,
ель (ели,
клен (клены).
Разгадывание загадок об осени
Обводка осеннего листа. СРЕДА
«Что лишнее?» без опоры на картинный материал
Снег, зонт, дождь, лужа
Зима, снежинка, желтая листва, сосулька и т. д.
Образование прилагательных от существительных.
Закончи предложение:
Дождь идет, дожди (идут,
Лист падает, листья (падают,и т. д.
(птицы улетают, ветер дует, цветок вянет, и т. д.)
Собрать разрезные картинки «ОСЕНЬ»
ЧЕТВЕРГ
«Скажи наоборот»
Летом небо светлое, а
Летом день длинный, а….
Летом тучки ходят высоко, а….
Летом деревья зеленые, а…
Летом люди растят урожай, а ….
И т. д.
ПЯТНИЦА
«Скажи наоборот»
Чистый – Грязный
Белый - черный
Холодный - горячий
Мягкий - твердый и т. д
Развитие связной речи
«Доскажи и повтори…»-
Прошло лето и наступила…. -Дни стали…. -Подул сильный…-Стало….-Люди одеваются…. СУББОТА
Шучу)
У меня есть, а у меня нет»
Ребенок передает мяч по кругу и называть предметы по лексической теме.
Например: 1й ребёнок - У меня есть листочек а у тебя нет листочка и т. д.
2й ребёнок- а у меня нет листочка а есть зонтик т. д
Беседа по картине «Ранняя осень». Рассказ по картине «Ранняя осень»
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи. ]
Воспитатель организует беседу по картине.
Воспитатель. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Дети. Понравилась.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
1-й ребенок. Они увидели белочку.
2-й ребенок. А еще — ежика.
3-й ребенок. Они набрали много грибов.
4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.
Воспитатель. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.
Рассматривание серии картинок «»
Стихотворение