Ирина Карпухина
Взаимосвязь речевого развития с продуктивными видами деятельности в работе с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь речевого развития с продуктивными видами деятельности в работе с детьми младшего возраста
(консультация для педагогов)
Совместная деятельность воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в ДОУ объединяются в образовательную область «Художественное - эстетическое развитие». Результатом которого является создание ребенком определенного продукта : рисунка, аппликации, лепки. Высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитие ребенка.
Публикация «Взаимосвязь речевого развития с продуктивными видами деятельности в работе с детьми младшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Изодеятельность выступает как средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание связано с развитием речи.
Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
Во время изодеятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать, употреблять слова в активной речи. При знакомстве детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учатся различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изодеятельности является усвоение номинативной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.
Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изодеятельности, осмыслении процессов изображения.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
При каждой работе по изодеятельности комментируем демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначения. Для того, чтобы дети лучше усвоили названия материала, создаем условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
В продуктивной деятельности в ДОУ создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметами значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку, муляж или картину, значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изодеятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия, например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, кисточку положил и т. д.
Приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: наклеить круг, подклеить уголок, заклеить и т. д.
Изображение предмета, даже самого элементарного, в продуктивной деятельности предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Формирование представлений о предметах и явлениях требует от детей усвоений знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве, положения в пространстве и т. д.). Мы перед обучением детей изображению выделяем и называем эти свойства, путем сравнения предметов и учим детей находить свойства и различия.
Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее закрепляется в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, круглую форму, прямую линию в предмете, к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.
На занятиях по изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет, на основе предметного рисунка создают целый сюжет, оживляют предмет, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.
Воспитываем у детей умения воспринимать речь в процессе создания продукта, а затем совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки, слово помогает осмыслению процесса создания продукта в продуктивной деятельности.
У детей еще нет собственного замысла, их увлекает сам процесс, повторяемость действий, но результат их еще мало интересует. Поэтому на занятиях чаще обращаем внимание на выразительность полученного изображения, аппликации. Привлекаем образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают детям создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства : обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы, например, согласование прилагательного с вопросительным словом, различение слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.
Работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы строится в определенной последовательности:
- от ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвел с ним необходимые действия;
- произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь)
- самостоятельный ответ словом.
- составление предложений из двух-трех слов,
- использование в речи распространенных предложений из трех- четырех слов.
На занятиях дети прослушивают образцы простых и распространенных предложений. Например, констатация факта: «Артем берет ножницы, Катя уже взяла ножницы», повторение ответа ребенка: «Что наклеивает Рита?» Простые образцы речи используются в процессе выполнения деятельности детьми, белее сложные – в конце занятия, по завершению работы. Дети слушают рассказ о том, что они сегодня сделали.
Учитывая образность мышления детей и их минимальный опыт во всех видах продуктивной деятельности, можно использовать трафареты – контурные изображения посуды, одежды, животных, транспорта. Трафареты помогают постепенно осваивать все этапы изображения различных объектов. Известно, что тонкая моторика и речь сильно взаимосвязаны. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, используем пальчиковую гимнастику. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно в целом речи.
Изобразительная деятельность позволяет решать и другие задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнение работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Дети испытывают удовлетворение от того, что лепка, рисунок, аппликация понравились, что другие дети выразили свое удовлетворение их работой, отметили ее (можно похлопать им). Положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетентности, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни. Очень важно, чтобы занятия проходили в эмоционально положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение в сотрудничестве с взрослым, оно помогает им узнавать мир.
Обучение изодеятельностью не должно быть сухим, формальным. Мы всегда должны помнить о том, что дети не упражняются в рисовании, а создают образы предметов и явлений, поэтому каждое наше занятие эмоционально окрашено, подбираются подходящие потешки, песенки, стихотворения. Это усиливает воздействие на формирование образных представлений и образного решения, вызывает яркие эстетические переживания детей.
В результате освоения способов передачи предметов разной формы в рисунке и лепке, у детей возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Они радуются, что могут нарисовать, слепить, наклеить понятное всем изображение, с удовольствием рисуют, лепят в свободное время. Эмоциональная отзывчивость усиливается по мере овладения навыками и умениями, но в то же время быстро ослабевает и совсем пропадает, если у ребенка что-то не получается.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие».
Каждая линия, проведенная самостоятельно – это успех, радость от сознания того, что я могу сам!