Приложение МААМ

Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»

Диля Бикбова
Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ- теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь речевого развития и коммуникативной деятельности старших дошкольников.

ОБЪЕКТ исследований - процесс речевого развития в старшем дошкольном возрасте / 5-6 лет /

ПРЕДМЕТ- комплекс методов воздействия на ребенка,

направленный на повышение уровня речевого развития.

В эксперименте участвовали двое экспертов, один из которых вербально общался с дошкольником, а другой протоколировал ответы детей

Публикация «Обобщение опыта „Взаимосвязь речевого развития“» размещена в разделах

Для начала нами были проведены наблюдения, целью которых было определение уровней общения. Наблюдения велись в различные режимные моменты: игровая деятельность, трудовая, одевание во время сбора на прогулку, свободная самостоятельная деятельность детей. Показателями, определяющими уровень развития общения, являлись:по какому поводу ребенок чаще всего обращается ко взрослому,требует ли оценки своих действий,задает ли вопросы или напротив;ребенок не отходит от взрослого, ждет его ласки, но

при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать.

Наблюдения показали, что среди 9 детей, было выявлено три ребенка, имеющих явную задержку в развитии общения. Так Катя Ж., Таня 3, Рома Б. за эти дни ни разу не обратились ко взрослому, не требовали оценок своих действий, не задавали вопросы. В играх с детьми они были безынициативны, не стремились к общению. Наблюдения нам также показали, что среди обследуемых детей не было детей, которые не отходят от взрослых, требуя ласки, которые не умеют играть, слушать сказки, разговаривать. Но в повседневной жизни трудно понять каковы максимальные достижения ребенка в области общения и способен ли он к познавательному или личностному речевому общению. Чтобы выяснить это мы предложили ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Эта методика принадлежит авторам книги «Ступени общения: от года до семи лет» Галигузовой Л. Н и Смирновой O.Детям был задан вопрос о том, что он /ребенок/ больше всего хотел бы делать вместе с нами:играть с игрушками, читать новую книжку,поговорить о чем - нибудь.

Но при проведении эксперимента учитывалось, что выбор ребенком ситуации взаимодействия со взрослым не может быть единственно-верным критерием его коммуникативного развития, так как при этом испытуемый может комфортно себя чувствовать во всех ситуациях общения, но какую - либо одну из них он выбрал просто по настроению. Поэтому помимо выбранной ребенком деятельности остальные предлагались ему потом. Учитывая показатели, определяющие уровень развития коммуникативной деятельности мы получили такие результаты: ситуативно-деловая форма общения, внеситуативно-познавательная форма,внеситуативно-личностная форма.

Начнем с самого простого - ситуативно-делового общения. Совместная игра показала, что все дети проявляют стремление и способность к ситуативно-деловому общению. Нам необходимо выяснить, не является ли этот вид общения единственным для ребенка, способен ли он к вне ситуативным контактам со взрослым.

Для выяснения способности ребенка к познавательному общению нами были проведены беседы по поводу прочитанной книги, в которой содержатся новые для ребенка знания. Ребенку предлагалось прослушать произведение Ю. Дмитриева " Что кому по вкусу "и вели беседу - обсуждение прочитанного.

Анализируя результаты беседы с детьми по прочитанному, мы пришли к выводу, что большая часть детей проявила интерес к содержанию книги и к новым знаниям, смогли задать вопрос,касающийся как содержания книги, так и жизни диких зверей. Для выяснения способности ребенка к личностному общению мы провели с ним беседы о его сверстниках. При этом мы не только задавали вопросы ребенку, но и сами высказывали свое отношение к тем или иным персонажам, старались быть интересными собеседниками. Мы отметили, что из 9 детей двое детей/Римма А., Богдан М. /находятся на уровне внеситуативно-личностного общения. Также в ходе исследований было выявлено 4 ребенка, находящихся на уровне внеситуативно-познавательном общении. Это Инна, Сережа, Андрей, Ваня. В результате нашей работы нами были также выявлены дети, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения-это Рома, Катя и Таня.

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях мы отмечаем:

1. Дети /2ребенка/, находящиеся на уровне внеситуативно-личностного общения

- могут вести разговор со взрослым на любые темы,

- могут общаться в течении 15-20 минут,

- активны и разговорчивы в разных ситуациях.

2. Дети /4 ребенка/, находящиеся на уровне внеситуативно-познавательного общения:

- могут вести разговор со взрослым в течении 15 минут,

- активны в ситуации интереса к данной теме.

3. Дети /Зребенка/, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения:

-сами не идут на контакт со взрослым /инициатор взрослый/,

- активности в разговоре не проявляют, активны в ситуации игры или другой деятельности,

- больше 5 минут беседы не выдерживают, заметно выражают свое желание закончить беседу.

Выяснив уровни коммуникативного общения, мы перейдем на определение речевых умений и навыков.

Для выявления уровня речевого развития мы использовали методику А. Г. Арушановой: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку.

Для того, что бы проследить зависимость речевого развития от уровня коммуникативного развития, мы сопоставили результаты речевого и коммуникативного развития. Мы видим, что решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения.

Таким образом,мы будем искать пути совершенствования речевого развития детей с помощью коммуникации.

Данные эксперимента мы направляем на повышение уровня речевого развития с помощью повышения уровня коммуникации. Для повышения уровня речевого и коммуникативного развития мы использовали материал для коррекции, индивидуально для каждого ребенка, и наметили план действий: подвижные игры, беседы, дидактические игры.

И так, данный материал мы используем, что бы сформировать у детей внеситуативно-познавательное общение. Данные занятия мы проводим в удобное для ребенка время. Намеченные мероприятия мы проводим индивидуально с каждым ребенком. И так,

1 - организуем подвижную игру с целью включения ребенка в игровую деятельность, отмечаем: соблюдение им правил игры и выполнение действий игры;2 - проводим дидактическую игру «Ласковые имена» с целью практического усвоения детьми словообразования;3 - беседуем по прочитанному произведению с целью понимания и практического усвоения слов - антонимов;4 - организуем совместную игру с ребенком, переходящую в моделирование с целью: - развитие произвольности в общении на этапе осознания совместной деятельности, вовлечение в общий разговор.

Подводим детей к тому, что для Таниного «Скотного двора» не хватает дома. Предлагаем построить дом, готовим необходимый материал: картон, дырокол, ножницы, шнурки, краски. Заводим общий разговор по поводу того, как сделать дом, кто, что будет делать. ВЫВОД: анализ совместной деятельности ребенка со сверстником и взрослым показал:-повысились речевые навыки детей, совместная деятельность способствовала общению детей, получению удовлетворения от результатов совместной деятельности. Для формирования у детей внеситуативно - личностной формы общения нам важно создать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки, оценить собственные умения и достижения в продуктивных видах деятельности. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к детской деятельности, не подавляя инициативы ребенка.

Занятия по формированию личностного общения можно проводить с несколькими детьми. Следуя методике Галигузовой мы начнем работу с продуктивных видов деятельности: рисования, лепки из глины, аппликации. После проведенных занятий по изодеятельности мы проводили беседы с детьми. Работу по анализу продуктивных видов деятельности проводили в течении двух месяцев. Постепенно дети стали более критически относится к своим работам, при оценке работ сверстников стали больше обращать внимания на технику и качество выполнения работ сверстников. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети отмечают личностные качества как свои, так и сверстников.

Последующие занятия мы будем проводить индивидуально. Начнем с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Произведения для чтения и обсуждения мы подобрали такие, которые несут в себе развитие у детей таких чувств, как чувства уважения к людям как близким, так и незнакомым, чувства честности, справедливости. Результаты нашей работы с детьми по чтению и обсуждению произведений нам показали:детей очень волнует и им близка тема нравственности,ребенок нуждается в общении со взрослым и со сверстником; сравнивают героев из книг с друзьями, знакомыми;пытаются себя поставить на место героя. Теперь выясним, способен ли ребенок к познавательному или личностному речевому общению.

Для выяснения способности ребенка к личностному общению мы проведем беседы о его сверстниках, используя те же вопросы, что и в начале обследования.

Таким образом, обследование коммуникативной деятельности дошкольников по методике, разработанной Л. Н. Галигузовой и В. О. Смирновой показало, что дети, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения после проведенных с ними занятий, т. е. коррекционной работе с ними поднялись на более высокую - ситуативно-личностную форму общения. А дети,находившиеся на уровне ситуативно-деловой формы общения и имеющие низкий показатель речевого развития в результате коррекционной работы с ними были выведены постепенно с низкого уровня речевого развития на средний,а затем и высокий уровень.

Нашими достижениями можно считать тот факт, что в речевом развитии дети в речи все больше использовали обобщения, определения, глаголы, синонимы, стали более точно и грамматически верно образовывать и изменять слова, самостоятельно составлять небольшие рассказы.

Выведению детей на уровень внеситуативно-познавательной деятельности, осознанию ребенком совместной деятельности и повышению речевых навыков детей в условиях коммуникации способствовали совместная деятельность детей и взрослых.

Мы сопоставили данные и выявили зависимость : чем выше уровень коммуникативного развития, тем выше уровень речевого развития.

Публикации по теме:

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 19:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Диля Бикбова (УИ 325840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД