Татьяна Ковальцова
Составляющие основы речевого развития в работе с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Составляющие основы речевого развития в работе
с младшими дошкольниками.
В нашем дошкольном учреждении работа по формированию правильного звукопроизношения, накоплению и уточнению активного и пассивного словарного запаса, формированию грамматического строя речи начинается с раннего возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Произвольное внимание и память младших дошкольников еще очень несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на всем том, что его не заинтересовало, не удивило. Поэтому очень важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает включить детей в активную работу, уже с первых минут повышает ее эффективность. Часто в показе «участвуют» дидактическая кукла Катя, заводные игрушки, известные сказочные персонажи.
В работе с детьми раннего возраста считается эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Поэтому на занятиях по познавательной деятельности, развитию речи (коммуникации) показываем наборы картинок по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», альбомы «Домашние животные и их детеныши», «Транспорт». Интерес у детей к занятиям возрастает, если картинки, предметы двигаются. Широко используем «Живые картинки», «Птичий двор», «Репка».
С целью предупреждения утомляемости детей на занятиях (они длятся 10 – 15 минут) предусматриваем смену деятельности: например, в течение нескольких минут дети слушают текст и попутно рассматривают соответствующие игрушки, а затем этими игрушками играют.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагаем детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики, игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».
Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко использует дидактические упражнения: «Что изменилось», «Скажи, кто квакает». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Кто что делает?» и т. д.
Занятия по развитию речи способствуют не только обогащению и уточнению словаря детей, но и формированию грамматического строя речи. Широко используем показ инсценировок, сказок. На занятиях учим детей отгадывать простые загадки, в содержании которых есть знакомые ребенку звукоподражательные слова, помогающие найти правильный ответ. Также учим ребят отвечать на вопросы после чтения сказки, совместно с воспитателем передавать ее содержание, четко выговаривая отдельные слова и фразы.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.
Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.