ирина юрова
Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции.
▼ Скачать + Заказать документы
Детьми старшего возраста легче осуществляется сгибание и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано.
Развитие движений пальцев руки может задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не законченно окостенение пальцев рук.
Публикация «Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции,» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Физиолог Е. В. Гурьянов отмечает, что в раннем и школьном возрасте происходит и накопление опыта движений, и развитие двигательного контроля.
В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца).
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу.
В раннем возрасте дети берут в руки карандаш и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.
По данным Е. Н. Соколовой у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым.
Позднее дети начинают включать зрительный контроль в ходе рисования предметов (домик, солнце, дерево и др., письма карандашом отдельных печатных букв.
В преддошкольном возрасте к 6 годам постепенно движения руки становятся более уверенные. Занятия в дошкольном возрасте лепкой, конструированием, поделки из бумаги и т. д. подготавливают руку и глазомер ребенка к процессу письма, способствуют развитию мелких мышц руки, учат выделять форму и воспроизводить ее.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые ребенком в процессе письма, характеризуются переносом некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании, например, приемы держания карандаша переносится на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают.
На первом этапе овладения графическим навыком характерна очень
большая затрата энергии, неадекватная затратам мышечных сил. Ребенок очень сильно сжимает ручку в руке, и давит на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела.
Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно, хотя его скорость в младшем школьном возрасте значительно больше, чем в старшем.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были взаимосвязаны с речью и способствовали ее развитию.
В ходе электрофизиологического исследования, проведенного Т. П. Хризман и И. И. Звонаревой, при воспроизведении ребенком ритмических движений пальцами было обнаружено, что у него резко усиливается согласованнаядеятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. (Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка).
Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схема человеческого тела». По мере совершенствования функции рук, выполняющих тонкую и дифференцированную работу, увеличивается и площадь их представительства (особенно представительство кисти руки) в коре головного мозга.
Таким образом, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление графомоторных навыков, но и в целом на формирование речи детей.
Упражнения по развитию тонкой моторики, выполняемые систематически, сообразно возрасту ребенка, служат не только механическому укреплению мышц руки, но и:
а) активизируют речедвигательный отдел коры головного мозга;
б) улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);
в) способствуют формированию четкого артикуляционного уклада, звуков родного языка;
г) развитию графических навыков и подготовки детей к обучению в школе.
Это объясняет необходимость своевременного формирования и развития графических навыков у детей именно в предшкольном возрасте, с включением раздела для пальцевых упражнений в сочетании движений с речью.
Используемая литература.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические
исследования. - М. : Издательство АПН РСФСР, 1959.
2. Тесты для детей. Составители Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Го-
ловнева Н. Я. – СПб. : Дельта. 1998.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Развиваем внимание. - М. :Росмэн-Издат, 2004.
4. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М. : Просве-
щение, 1969.
5. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. – М. : Наука, 1955.
. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков
у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда. - М. : Владос, 2005.
6. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на заня-
тиях по изобразительному искусству. – М. : Флинта, 2001.
7. Ноткина Н. А. Особенности развития моторики у детей дошкольного
возраста// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 35- 37.
8. Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка. –
М. : Рольф, 2000.
9. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М. : Педагогика, 1979.
. Никитина Н. В. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспита-
ние. - 2001. - №5. - С. 16-20.
10. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для вос-
питателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 1998.
11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- М. : Просвещение, 1982.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. :
Наука, 1996.
13. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и уп-
ражнения для детей старшего дошкольного возраста. – Пособие для пе-
дагогов. – М. : Белый ветер, 2005.
14. Овчинникова О. В., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. – СПб. : Питер, 2002.