Пальмина Лариса
Взаимосвязь моторики и речи при заикании
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание - моторно-координационное нарушение, с явлениями речевой судорожности, которая служит препятствием для координации голосо-дыхательных и артикуляционных процессов (М. Е. Хватцев, В. М. Шкловский и др.)
Ряд авторов утверждает, что заикающиеся характеризуются спецификой моторной организации двигательных процессов, таких как: общие, телесные, мимические движения и мелкая моторика (Л. И. Белякова, Е. В. Оганесян). В связи с этим, специалисты предлагают включать развитие мелкой моторики и моторных функций в комплексную систему реабилитации заикающихся.
Публикация «Взаимосвязь моторики и речи при заикании» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Многолетний опыт подтверждает, что у большинства детей с дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный. На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость речевой и пальцевой зон. В процессе передачи нервных импульсов осуществляется их взаимное влияние.
Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи при заикании. М. Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Она обнаружила корреляцию между тонической (клонической) формой заикания и особенностями моторики. М. Ф. Брунс, подчеркивала, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться с формой заикания».
Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, Дресвянников В. И. указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу.
Е. М. Мастюкова считала одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими заиканием, принцип двигательно-кинестетической стимуляции, где активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев.
В исследованиях Г. А. Волковой показано, что у некоторых заикающихся детей 4–6 лет моторика не нарушена, но у большинства ж детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения тонкой произвольной моторики рук и пальцев, мимических мышц, общей моторики, а также орального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме скованности, хаотичности движений, некоординированности, общего моторного напряжения, расторможенности, замедленной переключаемости движений, двигательного беспокойства.
Исследования чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся детей показали, что при повышении степени заикания увеличивается выраженность нарушения моторики. Чаще всего нарушения в области моторики возникают у заикающихся детей с тоническим типом судорог.
Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания.
М. А. Кольцова доказала наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев».
Краеугольным камнем методики Арутюнян Л. З. (Андроновой) стал предложенный способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы, который она назвала "Методикой устойчивой нормализации речи". По мнению автора, этот способ позволяет решать одновременно несколько важных задач, связанных как с исправлением просодической стороны речи, так и с коррекцией личности заикающихся.
Но ещё в мае 1940г. нидерландский логопед Мариджна Ван Данцига предложил свой "способ облегчения речи" «Слого-касание, новый метод помощи заикающимся». В этой статье абсолютно точно расписан метод «синхронизации» слоговой речи с движениями пальцев ведущей руки.
Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Считается, что нервная система у них менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В самый сложный и ответственный период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты,
Н. А. Рычкова разработала схему обследования состояния моторных функций у детей с заиканием. По её методике обследование состоит из пяти разделов: общая произвольная моторика, мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук, изучение чувства ритма.
С каждым годом возрастает количество правополушарных детей. В мире насчитывается от 9, 3% до 18, 1% левшей. У них даже есть свой праздник. Переучивание левшей до последнего времени оставалось распространенной практикой. Врачи утверждали, что леворукие дети могут отставать в развитии, поэтому важно оперативно устранить «дефект». Одним из обоснований такого мнения выступает большое количество негативных последствий переучивания для ребенка, в том числе развитие заикания.
Естественному природному функционированию мозга характерна латеральность - это процесс функционального разделения полушарий головного мозга на правостороннее и левостороннее мышление. Во время переучивания на левое (слабое у левшей от природы) полушарие поступает усиленное, порой агрессивное внешнее воздействие. Последствиями такого сбоя выступает логоневроз.
Декстрастресс (лат. dexter — правый и англ. stress — напряжение) — негативное психическое состояние, возникающее при переучивании леворуких детей путем пространственного ограничения их естественных движений.
В результате переучивания у левшей наблюдается ухудшение физического и психического состояния. У них развивается невроз, может появиться энурез, эпилепсия, заикание, бессонница, сопровождающаяся потерей аппетита, кожными заболеваниями, хронической усталостью и постоянной головной болью. Переученная личность с трудом ориентируется на местности, неумело управляет транспортом и владеет руками одинаково плохо. В перечне негативных последствий присутствует неумение письменно и устно излагать мысли, грамотно писать, танцевать и свободно вести себя обществе.
Сегодняшний подход в целом поменялся: специалисты не рекомендуют насильственное переучивание на правую сторону, наоборот, советуют активно развивать левую руку: собирать пазлы, завязывать узелки, играть с мелкими деталями. Последние исследования показывают, что дети, которые имеют хорошую латерализацию мозга (левши или правши) не испытывают проблем с речью. С другой стороны, амбидекстры сталкиваются с большими трудностями в развитии речи и моторики.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Среди логопедов существует мнение, что кинезиологические упражнения оказывают положительные результаты при коррекции заикания, т. к. они позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, а также усилить работоспособность коры головного мозга, облегчают процесс чтения и письма, повышают стрессоустойчивость и усидчивость.