Татьяна Калугина
Взаимосвязь логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения речи ребенка. Нарушения речи обучающихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы.
Нарушения речи обусловлены комплексом причин:
• Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике).
• Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС процессов возбуждения и торможения.
Публикация «Взаимосвязь логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
• Психогенные причины - воздействие эмоционального потрясения (положительного или отрицательного характера, психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника).
• Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители – ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Последние годы 90% детей, поступающих в логопедическую группу, имеют нарушения речи и, нуждаются в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи носят системный характер т. е. затрагивают звукопроизношение, звукоразличение, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, нарушения смысловой стороны речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, дети не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы, наблюдается снижение потребности в речевом общении.
Дети долго не различают звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Другими словами, когда Вы обращаетесь к ребенку с просьбой или просто что-то ему рассказываете, объясняете, он может совершенно Вас не понимать, понимать сказанное Вами лишь частично или понимать смысл Ваших высказываний искаженно.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе у большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (нормализуется темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, грамматический и смысловой уровни развития речи достигают нормы.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выясняется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционной работе. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями, умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возника-ет проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция заинтересованного, активного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновывается необходимость логопедической работы, объясняется родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны : язык-это орудие мышления и познания, а речь-способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь- значит, повышается уровень развития мышления.
Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение, внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др., то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю, при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении- агрессивность, либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.
Я попробовала внести определенную систему работы с родителями, которая включает в себя:
• выступления учителя-логопеда на родительских собраниях;
• проведение индивидуальных консультаций логопеда;
• проведение открытых занятий и логопедических утренников;
• проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;
• информационные стенды;
• выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;
Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по самозаписи родителей в удобный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.
Также для родителей проводятся открытые занятия. Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
В коридоре размещаем полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. В качестве справочного материала вывешиваю конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые часто обновляются.
Чем обусловлена необходимость взаимосвязи логопеда и родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может. Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда в после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул, утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.
Мне хотелось бы разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.
Моя организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.