Ирина Ненахова
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
[h3]Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
(из опыта работы)[/h3]
Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. От этого взаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя (из опыта работы)» размещена в разделах
Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют как на детей, так и на взрослых создавая здоровую, дружественную атмосферу.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит конечно музыкальному руководителю, но это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Воспитатели присутствуют на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования.
Кроме того, когда муз. руководитель скован инструментом, тт обязателен показ движений воспитателем.
Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности :
1. Музыкально-ритмические движения и танец :
Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями
Воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца, при необходимости становится с ребенком, у которого нет пары, участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Слушание музыки
Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте.
Воспитатель слушает вместе с детьми, личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность, следит за дисциплиной, оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
3. Пение и песенное творчество
Муз. руководитель играет на инструменте и исполняет произведение.
Воспитатель, следит, все ли дети активно поют, выговаривают слова, поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.
6. Игра (игра-драматизация)
Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте.
Воспитатель участвует в игре, следит за выполнением правил.
Также воспитатели принимают участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносят свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы; проводят предварительную подготовку к праздникам: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, слов песен и инсценировок; помогают в изготовлении атрибутики и украшений, исполняет свою роль на празднике, осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводят в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя.
Навыки, полученные в ООД, необходимо закреплять: музыка используется в ходе режимных моментов: на утренней гимнастике; перед дневным сном; при пробуждении; в совместной деятельности педагога с детьми: в непосредственной образовательной деятельности; в самостоятельной деятельности детей, во время индивидуальной работы, подвижных играх, в вечернее часы досуга, в сюжетно-ролевых играх детей.
Практика работы показывает, что без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.