Потапова Наталья Анатольевна
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Потапова Наталья Анатольевна
учитель – логопед
МБОУ «Школа № 5»
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами и родителями
детей с нарушениями речи
Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и родителей.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В нашей школе продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса начинается с комплексного обследования первоклассников, которое организуется в конце августа. Целью организации данной процедуры - выявление дефицитов детей, поступающих в школу. Обследование осуществляется в присутствии родителей или законных представителей и с их полного согласия, что подтверждено документом. Логопедическое обследование, которое является составной частью основной комплексной процедуры, позволяет мне, как специалисту, не только увидеть проблемы детей в речевом развитии, но и пообщаться с родителями, услышать их запросы, предложить свои рекомендации. На данном этапе обследования формируется список обучающихся, нуждающихся в моей профессиональной помощи.
По результатам второго этапа диагностирования, углубленного речевого обследования детей в первые дни учебного процесса и учета рекомендаций Ирбитской ТПМПК, формируется список обучающихся, которые будут посещать логопедические занятия. На данном этапе своей деятельности продуктивно взаимодействую с родителями обучающихся, а именно, организую консультации. Тематика таких консультаций может быть как общей, например: «Правильная речь – залог успеха первоклассника», «Этапы работы по коррекции звукопроизношения», «Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами», «Логопедическая работа с детьми», так и индивидуальной, «Правила речевого дыхания», «Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения», «Шесть приёмов для развития связной речи».
Логопедические консультации, которые проводятся мной в системе и фиксируются в журнале запросов, обеспечивают знакомство родителей с принципами и приемами выполнения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, обогащения словарного запаса, закрепления звукопроизношения в домашних условиях.
Результатом консультаций является:
- установление доверительных отношений с семьёй;
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
- проявление желания родителей помочь в оснащении логопедических занятий определенными атрибутами.
На следующем этапе деятельности конструктивно сотрудничаем с учителями начальных классов в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося или класса. Родители из поля моего зрения на данном этапе не выпадают, так как готовый документ совместной деятельности учителя и учителя-логопеда, ближайшие и отдаленные результаты, объёмы и предполагаемые сроки коррекционной работы, согласовывается с ними в индивидуальном порядке. Такой подход к планированию логопедического сопровождения способствует формированию у родителей адекватной оценки реальных возможностей и перспектив ребенка. Уже на начальном этапе совместной деятельности проявляется степень готовности родителей к сотрудничеству, объем той помощи, на которую способны родители, с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального достатка, уровня образования, жилищно – бытовых условий).
Общие родительские собрания позволяют мне познакомить законных представителей с уровнем речевого развития класса, обозначаются компоненты, требующие активного участия родителей в их коррекции. Для организации обратной связи на собрании устанавливается требование - выполнение заданий в тетради для логопедических занятий, в которых располагается речевой материал.
Одним из результатов конструктивного взаимодействия с педагогами школы является помощь при решении организационных вопросов (согласование расписания логопедических занятий, контроль посещаемости детьми логопедических занятий, включение семей в сотрудничество).
Согласованность педагогов и специалистов школы в реализации коррекционной программы - главный фактор конструктивного взаимодействия. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, логопедические занятия ведутся, как во внеурочное время, так и во время уроков. Согласованность моих действий и учителя влияет не только на уровень речевого развития обучающихся, но и на качественное усвоение программного материала по предметам. Например, если ребенок во время урока приглашается мной на логопедическое занятие, работа по формированию орфографической грамотности и развитию речи не прерывается :
- обогащается словарный запас обучающихся;
- проектируется деятельность по формированию, развитию, коррекции грамматического строя речи, орфографической зоркости.
Моя профессиональная тактика в отношении речевого развития обучающихся согласовывается с учителями в направлении методики. В течение учебного года посещаю уроки педагогов, с целью обогащения своего профессионального опыта и предъявления рекомендаций учителям в рамках решения проблемы: использование логопедических приёмов на уроках (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, структурирования речевого материала, внедрение в уроки нейропсихологических игр и т. д.
В течение учебного года вместе с учителем отслеживаем результативность совместной деятельности в направлении развития и коррекции речи у обучающихся. Такое взаимодействие позволяет корректировать индивидуальные образовательные маршруты детей.
Эффективность взаимодействия учителя – логопеда, педагогов и родителей обучающихся с нарушениями речи определяется не столько умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у всех субъектов образовательной и профессиональной деятельности в процессе решения образовательных и коррекционных задач. Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы.
В любой форме работы с субъектами коррекционного процесса я, как учитель-логопед, нахожу, выделяю и использую такие механизмы и средства взаимодействия, которые способствуют максимальной продуктивности общей коррекционной работы.