Екатерина Малина
Занятие по речевому развитию и подготовительные упражнения «Звук «[Р]»
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука «Р»
Оборудование: вата, полоска бумаги, граненый карандаш.
Была проведена работа по ознакомлению с артикуляционными укладами и дыхательными упражнениями.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется?
2. Развитие артикуляционной моторики.
Публикация «Занятие по речевому развитию и подготовительные упражнения „Звук „[Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Стоит в поле теремок, стоит он за забором (упражнение «Забор»). Неподалеку мост (упр. «Мост») А возле забора, лопатка стоит (упражнение «Лопатка»). Вдруг открылось окно (упражнение «Окно»)
2. Развитие губной моторики
Воспитатель: Бежит мимо мышка-норушка. Увидела забор (упр. «заборчик»). А возле забора ветерок с дудочкой (Упр. «Трубочка»).
Воспитатель: Увидела мышка теремок, с открытым окном (упр. «Забор» — «Окно» — «Забор»). Постучалась и спросила: «Кто – кто в теремочке живет?»
Воспитатель: Дверь открылась. (Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата»).
3. Развитие дыхания
Воспитатель: Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упр. «Маляр», «Молоток») и села отдохнуть («Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя полоску бумаги. Выдох бумага отклоняется в сторону, дрожит.).
4. Развитие артикуляционной моторики.
Воспитатель: Прыгала мимо лягушка-квакушка (упр. «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.) Увидела теремок, остановилась на крылечке (упр. «Парус», широкий язык упирается в альвеолы). Спрашивает: «Кто в теремочке живет?»
Воспитатель: Мышка впустила лягушку и очень обрадовалась. (упр. «Забор»)
5. Развитие дыхания.
Воспитатель: Захотели они кушать и стали печь разжигать («Фокус» : положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа).
6. Развитие артикуляционной моторики.
Воспитатель: Скакал мимо заяц (Упражнение «Наказать непослушный язычок» ( скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».) Увидел теремок. Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок» (ребенок говорит как зайчик).
7. Развитие дыхания.
Воспитатель: Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (упр. «Фокус» : положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать).
Воспитатель: Стал зайчик проситься в теремок, пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.
8. Развитие фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Воспитатель: Посмотри, какой замок висит. Чтобы открыть замок надо как услышишь звук [р] среди других звуков,
Звуки : [с], [з], [р], [ш], [р], [с]. Слоги: ра, за, со, ра, цо, су, ры, сы. Слова собака, рыбка, солнышко, рак, радуга, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [р].
Воспитатель: Бежит мимо лисичка-сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает (упр. «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в передне-заднем направлении)
Воспитатель: Вдруг она увидела: когда услышишь правильное слово, хлопни в ладоши.
Вакушку-такушка-ракушку
Какетку-факетку-ракетку
Фыбы-дыбу-рыбу
9. Развитие голоса и артикуляционной моторики.
Воспитатель: Увидела лисичка теремок, постучалась (упр. Выполнить упражнение «Дятел» : стучать языком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд») и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе. (Упр. «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10)
Воспитатель: Бежит мимо волчок — серый бочок (упр. «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.)
10. Развитие артикуляционной моторики.
Воспитатель: Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.
Воспитатель: Тут пришел большой… медведь. Остановился около теремка (упр. «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.) и громко постучался.
Воспитатель: Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (Упражнение «Мост»). Не пустили медведя в теремок.
11. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Тогда медведь полез на теремок. Затрясся теремок: р-р-р Как только услышишь, что теремок трясется крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: р, с, р, р, з, с.
12. Итог занятия.
Воспитатель: Сломал медведь теремок, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!