Анна Кюрджиева
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в реализации проектов по речевой деятельности у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в реализации проектов по речевой деятельности в группе компенсирующей направленности у дошкольниками с ОНР.
Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в реализации проектов по речевой деятельности у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При выстраивании единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей решаются следующие задачи: выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей; повышение профессионального уровня. Поэтому в своей работе мы с воспитателями используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, что положительно отражается на коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.
В своей работе мы выделили следующие направления:
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления;
- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.
Важную роль в повышении речевой активности детей, эффективности коррекционной работы по преодолению имеющихся и предупреждению появлению вторичных нарушений играет создание единого речевого пространства в группе. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы построена с учё том ФГОС ДО: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Закрепление знаний, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитатели осуществляют во время проведения логопедических пятиминуток, индивидуальных занятий, предусматривают закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов, включает в общеобразовательный процесс задания, игры и упражнения коррекционной направленности.
Одной из форм нашего взаимодействия является совместная подготовка и проведение родительских собраний, на которых мы показываем занятия с детьми, подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопедической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате сделали вывод о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
При разработке проекта мы совместно с воспитателями группы :
определяли тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;
намечали этапы и содержание работы;
в завершении анализировали результативность проекта и обсуждали дальнейшую перспективу.
Метод проектов мы используем на протяжении 3 лет. Мы реализовали проекты по темам :
«Необычный мяч»
«Весёлые матрёшки»
«По страницам книг Агнии Барто»
«Удивительный мир камней»
«Россия – Родина моя!»
«Внедрение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
«Традиции казачества»
«Домашние животные и птицы»
«Игрушки для развития речи»
Выбор темы для проектов осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы, интересами и потребностями детей, а также в связи с недостаточными знаниями по какой-либо теме.
Проект «По страницам книг Агнии Барто» был приурочен к 110-летию Агнии Львовны Барто. Он познакомил детей с творчеством А. Барто, способствовал пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора, развитию творческих способностей. Мною был сделан подбор пальчиковых игр и упражнений, физкультминуток, подвижных игр по стихам А. Барто. Воспитателями организована книжная выставка, проведены беседы, образовательные ситуации «Уронили мишку на пол», «Игрушки в гостях у детей», занятия по художественному творчеству по стихотворениям А. Барто «Игрушки» (рисование и лепка, по конструированию «Строим дом для игрушек», по аппликации по стихотворению «Мяч», сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Магазин игрушек», «Больница для зверей». Совместно с воспитателями были проведены игры-драматизации по произведениям А. Барто: «Грузовик», «Мяч», «Зайка», работа по заучиванию и выразительному чтению стихотворений, литературная викторина «Угадай-ка». Итогом проделанной работы стали конкурс рисунков по произведениям А. Барто (совместное творчество с родителями) и конкурс чтецов среди детей группы «По страницам книг Агнии Барто».
В проекте «Весёлые матрёшки» перед нами стояла задача познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, знакомство с историей создания и основными видами матрёшек, с различными играми с матрёшками, развитие коммуникативных навыков и совершенствование грамматического строя речи. Эти задачи мы реализовывали в разных видах детской деятельности : организация мини-музея народной куклы, беседы, чтение стихов и загадок о матрёшке, разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки», игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей и закрепление грамматических категорий. С воспитателями дети конструировали матрёшек из бумаги, расписывали матрёшек на занятиях по изодеятельности, разучили танец «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки, ладушки.» Во время проекта мною проводились дидактические игры «Собери матрёшку», «От большой до маленькой», «Назови ласково». Одновременно автоматизировала звук [ч] в речи; Дети проговаривали слова матрёшечка, сарафанчик, платочек, фартучек, придумывали к ним определения. В ходе дидактической игры «Собери матрёшку» дети также закрепили предлоги «в», «из».
Целью проекта «Внедрение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» были развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. повышение его иммунитета, повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речи у детей с ОНР. Воспитатели внедрили Су-Джок терапию в различные режимные моменты: утреннюю гимнастику, логопедические пятиминутки, занятия, игры. Я подобрала стихи и сказки для автоматизации звуков [ш], [ж], [ц], [щ], [л], которые можно проговаривать с использованием шариков
Су-Джок. На занятиях по совершенствованию лексико-грамматических категорий с помощью шариков Су-Джок проводились игры «Один-много», «Скажи наоборот», «Сосчитай сколько», «Подбери признак», совершенствовались навыки употребления предлогов «в», «под», «около». Также использовала шарики Су-Джок для характеристики звуков и звукового анализа слов.
Анализ результативности реализованных нами проектов позволяет сделать вывод, что использование этого метода в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Проектная технология дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность логопедической группы. Мониторинг развития детей показал, что педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.
Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ОНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.