Бойко Натальи Николаевна
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Выступление на педсовете
Тема:
Взаимодействие учителя-логопеда
и воспитателей ДОУ.
Провела:
учитель – логопед
Бойко Н. Н.
с. Восточное
2023 г.
Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребёнка.
Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе.
При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» размещена в разделах
С учётом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей.
Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом.
Формы взаимодействия
учителя-логопеда с воспитателем :
- беседы
- тематические консультации
- выступления на педагогических советах
- семинары-практикумы
- анкетирование
- информационные бюллетени, буклеты
- презентация речевых игр, упражнений
- выставка книг, пособий
- речевые уголки в группах
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по 3 основным направлениям:
1. Диагностика речевого развития детей.
2. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
3. Консультативно-просветительская работа.
Совместные коррекционные задачи
1. Развитие коммуникативных функций речи
2. Воспитание речевой активности
3. Обучение грамматически правильной речи и рассказыванию
4. Обогащение и активизация словаря
5. Формирование звуковой культуры речи
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия.
В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Логопед и воспитатель, каждый на своём занятии, решают следующие коррекционные задачи:
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
- обучение выполнению правил игр;
- воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосо подачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
- обучение элементам логопедической ритмики;
- коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На индивидуальном занятии воспитатель, ориентируясь на тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя, выполняет следующее:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
- работает над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
- выполняет лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.
Это:
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;
обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимо посещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;
а также еженедельные задания.
Правильная организация детского коллектива, чёткое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребёнка и, следовательно, на состояние его речи.
Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Остановлюсь подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта. Каждодневные упражнения выполняются и со всей группой в течении 3-5 минут. Их можно проводить перед дневным сном, перед завтраком, обедом, полдником. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в стихотворной форме.
Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застёгивать и расстёгивать пуговицы и т. п.
3. Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется ежедневно.
4. НОД проводится в соответствии с календарным планом логопедической работы.
Отличительной особенностью НОД воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой НОД.
5. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов.
Работая с детьми в продолжении всего дня, в отличии от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
6. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных. В ходе НОД ошибки должны фиксироваться и исправляться воспитателем по ходу ответа ребенком.
7. Работа с родителями.
Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме. Поэтому помимо работы, выполняемой в массовом детском саду, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.
Одной из форм работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура, названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (например, составить схему). Особенно тщательная такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий.
Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома.
Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т. к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
А так же воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребёнок пусть, посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки).
Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения и предлагать ребёнку только тот речевой материал, который ему под силу.
Правильная организация детского коллектива, чёткое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребёнка и, следовательно, на состояние его речи.
Умение подойти к ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Таким образом, только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.
Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.