Людмила Нестерович
Аналитический отчёт о совместной работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в коррекционно – образовательной работе ведёт к положительным результатам во всей работе с дошкольниками, которые нуждаются в помощи логопеда. Положительные результаты в коррекционной работе всегда эффективны в системе взаимодействии с несколькими специалистами в частности с музыкальным руководителем.
Публикация «Аналитический отчёт о совместной работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе в ДОУ» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Дети – логопаты посещают общие музыкальные занятия, ходят в обычную группу, куда ходят дети и без дефектов речи. Коррекционная работа осуществляется в основном на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель получает список детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Музыкальный руководитель с помощью распевок, логопедических упражнений осуществляет коррекционную работу. Особое внимание уделяет детям, которые посещают логопеда (обращает внимание на постановку речи, правильность произношения звуков, положению языка, губ, в общем не остаётся равнодушным к проблеме ребёнка. Музыкальный репертуар (распевка) подбирается в соответствии с проблемой.
Индивидуальная работа с детьми – логопатами также проходит в соответствии с коррекционной проблемой. Если ребёнок не произносит звук (л, то логоритмические упражнения даются со словами в которых этот звук есть. Музыка, движение и слово со временем дают положительные результаты. Родители тоже подключаются в этот процесс. Кто как не родители в первую очередь заинтересованы в хорошем результате!
Совместно с логопедом музыкальный руководитель проводит доминантные занятия – развлечения (они могут быть интегрированными). Тема подбирается в соответствии с сезоном, проблемой, юбилейной датой….
Объект: Ребенок с речевой патологией (логопат).
Предмет: Многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель - Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой (логоритмика)
Музыкальный руководитель, как и логопед решает общие задачи :
1. Оздоровительная. (Развитие дыхания, координации движения, костно – мышечного аппарата, формирование осанки).
2. Коррекционная. (Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, грамматического строя и связной речи, формирование просодического компонента речи).
3. Образовательно – воспитательная.
Основные направления коррекционно – развивающей работе :
Логопед :
• постановка диафрагмально-речевого дыхания;
• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли;
• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
• развитие психологической базы речи;
• совершенствование мелкой моторики;
• логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель :
• Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти;
• оптико-пространственных представлений;
• формирование и закрепление произносительных навыков;
• зрительной ориентировки на собеседника;
• координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
• темпа и ритма дыхания и речи;
• орального праксиса и произвольной мимической моторики;
• просодики;
• фонематического слуха.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с логопедом :
• Совместное проектирование плана взаимодействия логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
• Тетрадь взаимодействия;
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
• Участие логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий; составление картотек речевых игр, логопедических игр, презентаций и т. д;
• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, логопедических игр, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы :
2015-2016 учебном году было исследовано 52 ребёнка из подготовительных групп. 41 ребёнок нуждался в логопункте, что составляет 79% детей с различными патологиями речи.
В процессе учебного года дети усиленно занимались с логопедом при участии музыкального руководителя. Индивидуальные и коллективные занятия в логопункте, логоритмические упражнения, распевки на музыкальных занятиях, индивидуальный подход воспитателя (контроль над речью) дали свои плоды. Если на начало года детей с патологией составляло 79%, то в конце года речь у 39 человек вошла в норму, что составило 95% от числа занимающихся в логопункте.
СПРАВКА на октябрь 2016 года
Группа №3.
В группе 23 ребёнка – 100%. Осмотрено 22 ребёнка, что составляет 96%. 8детей с нормой – 35%. 14 детей с патологией – 61%
Группа №7.
В группе 20 детей – 100%. Осмотрено 14 ребят, что составляет 70%. 4ребёнка с нормой – 14%. 10 детей с патологией – 56%
СПРАВКА на май 2017 года
Группа №3
В группе 22 ребёнка – 100%. Осмотрено 22 ребёнка, что составляет 100%. 13детей с нормой – 59%. 8 детей с улучшением – 40%. 1 ребенок –без значительных изменений - 1%.
Группа №7
В группе 20 детей – 100%. Осмотрено 20ребят, что составляет 100%. 12 ребёнка с нормой – 60%. 8 детей с улучшением– 39%. 1 ребенок –без значительных изменений - 1%
Соответственно 99% от числа занимающихся логопатов пошли в школу с чистой речью, на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.
На основе результатов работы мы можем сделать вывод: работа должна осуществляться совместно с несколькими специалистами (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель). Инструктор по физической культуре, психолог, помощники воспитателя и другие работники ДОУ должны быть внимательны к речи любого ребёнка, особенно если ребёнок посещает логопедический пункт (исправлять речь ребёнка, если его произношение не соответствует норме: просить повторить, обратить внимание на темп речи и т. п) Система – основа успеха! Родители – заинтересованные лица и первые помощники в коррекционной работе!
Список литературы:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М. :АРКТИ, 2002. – 144с.
2. Сингаевсая О. В. ,СоболеваА. В. ,Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. – 2011г. - №2. – С. 26-30
3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. :Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.