Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами
Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, тем более педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.
Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.
Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами, перед коллективом ставятся следующие задачи:
• создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;
• повышение профессионального уровня всех специалистов;
• организация коррекционно –развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
• разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми).
Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно-педагогической, так и лечебно-оздоровительной работы.
Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы. Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы. У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.
Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога, ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, педагоги-психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.
В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов, подбор литературы для их самообразования.
Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов. Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов.
Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде:
Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось, логопеду необходимо провести просветительскую работу, рассказать о методах и приемах логопедической работы, которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.
Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами. А они (педагоги) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом. Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.
Взаимодействие с
учителями осуществляется в форме:
разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми);
обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы;
проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;
оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.
(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны: и логопед, и учитель; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.
Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.
Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.
Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :
• обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
• формирование и развитие словарного запаса;
• закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
• формирование познавательного интереса, любознательности;
• развитие связной речи;
• развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
• формирование учебных знаний, умений и навыков.
В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления:
• совместные рекомендации учителя – логопеда и педагога – психолога в отношении детей – логопатов;
• подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;
• наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;
• логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам;
• индивидуальные консультации воспитателей.
Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки. На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Содержание речевого материала, используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждаются с учителем – логопедом.
Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.
Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО. Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО, согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно– графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.
В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :
• учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы»;
• учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);
• воспитатель: рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;
• учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой);
• учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка»;
• учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка».
На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно-развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Литература:
1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.
2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.
3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.