Вера Федоровна Жесткова
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда
Жесткова В. Ф.,
МОУ детский сад № 90,
г. Волгоград.
Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и построение ее в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартам к основной образовательной программе общего дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации, технологий и содержания образовательной деятельности.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Целью модернизации дошкольного образования является достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в единый процесс жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов к основной образовательной программе общего дошкольного образования, необходим новый подход в организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ОВЗ, в разработке современных коррекционно-образовательных технологий, обновлении содержания работы всех участников образовательного процесса.
Являясь структурным компонентом основной образовательной программы ДОУ, коррекционная работа по преодолению речевых нарушений должна быть направлена не только на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование целевых ориентиров у ребенка, как предпосылок эффективной учебной деятельности в школе, а так же на охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
По данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих хронические заболевания. Это связывают с социальными проблемами, экологическими факторами, уменьшением двигательной активности детей. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, которые все чаще сегодня сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. В сложившихся условиях коррекционно-педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. Одним из путей такого направления работы мы увидели в установлении интегративных связей в работе учителя-логопеда и смежных с логопедией наук.
Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Из многообразия существующих методик и технологий здоровьесберегающей направленности нами были подобраны оптимальные упражнения, которые при системном выполнении существенно влияют не только на реализацию коррекционных логопедических задач, но и на укрепление здоровья детей в целом.
Программа разработана с использованием следующих методик и технологий, здоровьесберегающей направленности :
• Американская методика обучения кинезиологии - Brain Gim;
• Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н. ;
• Самомассаж по методике Дьяковой Е. А. ;
• Пальчиковая гимнастика;
• Психогимнастика.
Программа рассчитана на 1 год обучения в структуре коррекционного логопедического занятия при систематическом проведении на базе логопедического кабинета. Программа ориентированна на детей 5-7 лет с различными речевыми нарушениями.
Цель: формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализация комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе коррекционно-образовательного процесса, формирование интенсивного речевого и физического развития.
Основные задачи:
1. Обеспечение здоровья ребёнка через развитие дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем и через стимулирование обменных процессов организма.
2. Реализация кинетического, кинестетического и модально-специфического механизмов психофизиологического развития ребёнка.
3. Обеспечение посредством движения латерализации деятельности правого и левого полушария головного мозга.
4. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.
5. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Развитие речи.
Содержание изучаемого материала.
Виды здоровьесберегающих
технологий методик Особенности методики Время проведения в структуре занятия
Американская методика обучения кинезиологии –
Brain Gim : • стимулирует деятельность мозга;
• зрительных и слуховых анализаторов;
• снижает утомляемость ребенка в целом;
• укрепляет физическое здоровье ребенка.
Физкультминутка
(проводится на каждом занятии, варьируется с пальчиковой гимнастикой).
Дыхательная гимнастика
по методике
Стрельниковой А. Н. • улучшает нормализацию обменных процессов в организме;
• укрепляет и тренирует дыхательную мускулатуру, мышцы брюшного пресса, спины, ног и рук;
• улучшает работу легких;
• способствует укреплению организма в целом.
Оргмомент
(проводится на каждом занятии, варьируется с самомассажем).
Самомассаж по методике
Дьяковой Е. А. • улучшает функции рецепторов проводящих путей;
• усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Оргмомент
(проводится на каждом занятии, варьируется с дыхательной гимнастикой).
Пальчиковая гимнастика • развивает функцию речевых зон коры головного мозга;
• активизация интеллектуальной деятельности детей;
• развитие координации движений и мелкой моторики.
Физкультминутка
(проводится на каждом занятии, варьируется с Brain Gim) .
Психогимнастика • улучшает работу лицевых мышц, развивает мимику;
• способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата;
• способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я»;
• развивает воображение.
Итог занятия
(проводится на каждом занятии).
Этапы работы по реализации здоровьесберегающих технологий в структуре логопедического занятия.
Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, стимулирование иммунной системы ребенка, а также коррекция физиологического и речевого дыхания. В оргмоменте целесообразно использовать элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., самомассажа по методике Дьяковой Е. Н. выполняемых с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Применение дыхательных упражнений в организационной части занятия позволяет активизировать обменные процессы в организме, тренирует дыхательную мускулатуру, настраивает на позитивное восприятие занятия, способствует укреплению организма в целом.
Применение логопедического самомассажа стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализует мышечный тонус данных мышц. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
На физинутках целесообразно использовать элементы методики обучения кинезиологии - Brain Gim. Данный метод позволяет активизировать межполушарное взаимодействие мозга, в следствие чего у ребенка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по данной методике у ребёнка исчезают явления дислексии, наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Предлагаемые упражнения по пальчиковой гимнастике способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.
Заключительный этап занятия предполагает обобщение полученных знаний и эмоциональная оценка каждым ребенком своего участия в занятии. Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение проводятся упражнения на релаксацию. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание. На этом этапе занятия хорошо использовать упражнения по психогимнастике, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Использование психогимнастики (этюды, упражнения, игры) позволяет детям выразить свое эмоциональное состояние (веселье, грусть, огорчение, радость и т. д.). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Психофизическая гимнастика помогает раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, даёт позитивный настрой, способствует укреплению здоровья детей в целом.
Алгоритм перспективного планирования работы по использованию здоровьесберегающих технологий в структуре логопедического занятия.
(Учебно-тематический план)
Дата Здоровье-сберегающие технологии Время проведения в структуре занятия
Оргмомент Физминутка Итог занятия
сентябрь
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
(вводный курс) Упр. «Ладошки»,
«Погонщики».
-
-
Самомассаж Дьяковой.
Упр. «Я хороший»
«Рисуем яблочки»,
«Пальцевый душ»,
«Глазки спят».
-
-
Пальчиковая гимнастика -
Упр. «Пальчики», «Урожай». -
Brain Gim
-
Упр. «Перекрестный шаг», «Ленивые восьмерки».
-
Психо-гимнастика
-
- Упр. «Я -солнышко», «Улыбка».
октябрь Дыхательная гимнастика Стрельниковой
(вводный курс)
Упр. «Ладошки»,
«Погонщики»,
«Насос», «Кошка»,
«Пальцевый душ».
-
-
Самомассаж
Дьяковой
«Наденем шапочку», «Нарисуем усы», «Грустный клоун»
-
-
Пальчиковая гимнастика
-
Упр. «Урожай», «Осень». -
Brain Gim
-
Упр. «Перекрестный шаг», «Ленивые восьмерки», «Сова». -
Психо-гимнастика - -
Упр. «Я облако», «Доброта».
ноябрь Дыхат. гимн. Стрельниковой
(основной курс)
Упр. «Обними плечи», «Большой маятник»(«Насос»+ «Обними плечи»)
-
-
Самомассаж Дьяковой.
Упр. «Пальцевый душ», «Нарисуем брови», «Клювик» -
-
Пальчиковая гимнастика
-
Упр. «»Осень», «Грибы да ягоды».
-
Brain Gim
-
Упр. «Ленивые восьмерки», «Сова», «Шапочка для размышления». -
Психо-гимнастика
-
- Упр. «Котенок греется на солнышке», «Добрые слова».
Данный алгоритм перспективного планирования базируется на основных принципах обучения (от простого к сложному, введение новых упражнений после полного усвоения предыдущих и т. д.) и разрабатывается по аналогии на дальнейшие периоды обучения.
В результате занятий к концу учебного года ребё нок приобретает ряд новых умений и навыков:
1. Способность четко и правильно выполнять все виды упражнений.
2. Умение быстро переключаться с одного вида упражнения на другое.
3. Умение выполнять перекрёстные движения, свидетельствующие о развитии межполушарного взаимодействия.
4. Сформированную зрительномоторную и вестибулярномоторную координацию.
5. Умение сосредотачивать внимание, мобилизировать двигательную память.
6. Основы умений и навыков по координации общей и мелкой моторики.
7. Развитие и укрепление мышц пресса, рук, ног, общего тонуса, дыхательной и мимической мускулатуры.
8. Развитие основных физических качеств: ловкости, координацию движений, гибкости, выносливости, чувства равновесия.
9. Культуру выполнения движений, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Методическое обеспечение программы.
• Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для детей на основе методики Стрельниковой А. Н. (Фомина Н. А. «В ритме музыки дышать веселее»).
• Демонстрационные таблицы для упражнений по технологии Brain Gim.
• Наборы предметов для самомассажа (аппликатор Кузнецова, шестигранные карандаши, грецкие орехи, и т. д.)
• Демонстрационный материал, сюжетные картинки по психомимике (этюды, игры, упражнения).
• Набор предметно-тематических карточек для пальчиковой гимнастики.
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи дошкольников - обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания.
Литература.
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : И. Ц. Сфера, 2007
2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М. : Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992
3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2004
4. Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
5. Ковалева Е. Л., Остапенко Ю. И. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинесиологии. – Волгоград «Перемена», 1996г.
6. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. : Корона, 2004.
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001
8. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
9. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1
10. Репина 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996
11. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
12. Узорова, О. В., Нефедова Е. А., Пальчиковая гимнастика. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001.
13. Фомина Н. А. В ритме музыки дышать веселее. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика на основе методики Стрельниковой А. Н. : Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2001
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1990