Ирина Остроумова
Взаимодействие современной семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность единства семейного и дошкольного воспитания состоит в его общественной значимости. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы личной жизни в сферу общественной деятельности. Воспитатель только в семье, получая любовь привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным, к требованиям жизни социума, окружающей среды.
Публикация «Взаимодействие современной семьи и детского сада» размещена в разделах
Если ребенок лишен материнской любви ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в ДОО, у него нарушается эмоциональная связь с близкими, не реализуется потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Ведущими факторами в формировании личности ребенка выступают нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.
В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную активность. Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.
Важность семейного воспитания в процессе образования и развития детей определяет взаимодействие родителей и детского сада, на которое влияет ряд факторов, прежде всего представления и ожидания родителей и педагогического коллектива друг от друга.
Известно, что ДОО обеспечивает социализацию, усвоение навыков общения со сверстниками, готовит ребенка к принятию позиции ученика при переходе в школу, гарантирует своевременное и полноценное развитие всех психических функций, расширение кругозора, усвоение ребенком необходимых знаний и умений.
В последнее время наметились новые походы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всему мероприятиям в детском саду негативно. Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности. Ведущую роль в этом процессе призван сыграть педагог.
Предлагаемая к рассмотрению проблема значима с точки зрения и теории и практики. В теоретическом плане ее решение углубляет и расширяет вопросы оптимизации взаимодействия детского сада и семьи, в практическом – приводит к созданию системы, направленной на отработку его социально-педагогических средств.
Данной проблеме в психолого- педагогической литературе уделяется большое внимание. Ее изучение показывает, что во многих детских садах идут активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. Об этом пишут Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко.
Можно способствовать активизации процесса взаимодействия детского сада и семьи в том случае, если:
- конкретизирована сущность и структура ключевых понятий;
- дана характеристика особенностей взаимодействия;
- выявлены социально – педагогических средства взаимодействия;
- смоделирована система социально – педагогической деятельности по взаимодействию детского сада и семьи.
Семья и детский сад имеет свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО.
Решая эту проблему, в работе мы используем следующие формы и методы взаимодействия с родителями;
-родительские собрания – тренинги;
- индивидуальные и подгрупповые консультации;
- развлечения с привлечением родителей;
- индивидуальные и подгрупповые консультации; и обучения детей
- родительские собрание- тренинги;
- информирование родителей о мероприятиях группы через сайт;
- анкетирование по вопросам воспитания и обучения детей в семье и ДОО
Таким образом, использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду.