Татьяна Просалович
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №100 Калининского района
Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
(вторая младшая группа)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Составила: воспитатель
Просалович Татьяна Алексеевна
Санкт-Петербург
2018год
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. «Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимодействие с семьями по всем вопросам, в том числе и по художественно-эстетическому развитию детей.
Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является :
- развитие способности художественного видения мира;
- приобщение к миру искусства;
- развитие художественно-творческих способностей.
По всем трем направлениям мною проводится тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия.
Принципы взаимодействия с семьей :
1) Открытость детского сада и семьи
В начале каждого учебного года в группе проводится родительское собрание, на котором родителей знакомим с задачами и планом работы по данному разделу, они могут задать вопросы, внести свои предложения, поделиться опытом семейного воспитания. Экскурсия по группе позволяет ознакомиться с условиями, организацией развивающей среды, рабочим материалом.
Круглогодично проводятся открытые мероприятия. Присутствие родителей на них помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.
Анкетирование родителей на тему «Значение творческой деятельности для общего развития ребенка» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.
Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 15% — активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 45% — нуждаются в консультативной помощь по развитию творческих способностей детей.
Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.
Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей. Наиболее эффективными формами общения стали:
Родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей
Проводятся конкурсы рисунков и фотографий: «Наша спортивная семья», «Дружим со спортом», «Как мы летом отдыхали», «Наедине с природой»
2) Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка» и др. В содержании папок включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.
Особое место во взаимодействии с родителями имела организация выставок детского изобразительного творчества. Например, «Падают, падают листья», «Коврик», «Оденем Катю на прогулку».
По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Маленькой елочке», «Осенние фантазии» — это сблизило поколение (родителей и детей, укрепило детско – родительское отношение.
Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.
Совместную деятельность семьи и ДОУ можно увидеть и на выставках творческого рисунка:
• «Портрет моей мамочки»;
• «Защитникам Отечества»;
• «Зимние забавы»;
• «Наше семейное увлечение»;
• «Традиции нашей семьи»
Здесь могут проявить свои способности все члены семьи – папы, мамы, бабушки, дедушки, братишки и сестренки.
3) Консультирование родителей (групповые и индивидуальные, индивидуальное общение с семьей.
Проведены следующие консультации:
«Беседа с детьми о картине»
«Развитие ИЗО- деятельности детей в семье»
«Приобщаем ребенка к изобразительному искусству»
«Об изодеятельности дошкольников»
Индивидуальное общение с семьей способствует развитию доверительных отношений, помогает выявлению особенностей семейного воспитания, личностных проблем родителей и детей, а также потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке, повышает эффективность коррекционной работы. Индивидуальное общение с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей проводится воспитателями групп.
4) Использование различных средств информации для родителей
В каждой группе детского сада оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что МБДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимоотношению с ребенком.
Литература:
1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С. 57-67.
2. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. - М., 2010.
3. Петрова Т. И. «Театрализованные игры в детском саду» М. : 2000г.
4. Чумичёва Р. М «Дошкольникам о живописи»., М. : 2002г.
5. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 2005.