Лариса Метелёва
Взаимодействие с ветеранами как ресурс реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в дошкольном образовании наблюдаются значительные перемены, направленные на создание благоприятных условий развития детей дошкольного возраста. Впервые в ФГОС дошкольного образования появляется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направленная на развитие у детей умения общаться, соблюдая определенные нормы и правила, принятые в обществе. Понимая, какие изменения происходят в структуре нашей семьи по сравнению с недавним прошлым, когда семьи были многопоколенными, многодетными, проблема развития общения детей со сверстниками и взрослыми становится актуальной.
Публикация «Взаимодействие с ветеранами как ресурс реализации ФГОС до» размещена в разделах
С этой целью в 2009 году в детском саду был разработан проект «Академия воспитания внуков», который оказался одним из самых интересных проектов. За оригинальность инновационной идеи он был отмечен Грамотой Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Проект давно реализован, но связь с ветеранами оказалась настолько прочной, что продолжается и по настоящее время.
В связи с требованиями ФГОС взаимодействие «открывает возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» Взаимодействие позволяет делать жизнь и ветеранов и дошкольников наиболее интересной, насыщенной разнообразными событиями.
Вся работа строится с учетом принципа интеграции и предусматривает взаимосвязь различных образовательных областей. Особенностью нашего взаимодействия является проведение совместных праздников, досугов, как на базе детского сада, так и в Доме культуры г. Омутнинска. Так, отмечая День матери, поздравили ветеранов в Доме культуры песней, совместно с бабушками представили зрителям задорный танец на детскую музыку «Бабки ёжки». Все очень ответственно подошли к выбору костюмов, репетициям, и выступили успешно, обеспечив собравшимся в зале хорошее настроение.
Сохраняя традиции, ежегодно поздравляем ветеранов с Днем 8 марта. Бурю аплодисментов вызвало выступление самых маленьких артистов, исполнивших песню про маму и задорный танец «Ты – морячка, я – моряк». Затем все вместе, и ветераны, и дети участвовали в сказочной викторине.
Отмечая знаменательную дату 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, дети стали активными участниками мероприятия, проводимого Центральной библиотекой имени А. Л. Алейного для ветеранов и детей войны. А дети подготовительной к школе группы побывали в гостях у ветеранов, т. к. преклонный возраст не позволил им присутствовать на празднике. Дети поздравили их с замечательным событием, и вручили подарки.
Любимы детьми и ветеранами народные праздники. Отрадно наблюдать, как дети играют в малоизвестные игры из детства их бабушек и дедушек. Сохранить традиции народных праздников – наша задача.
У каждого фольклорного праздника свои игры. На Пасху - игры с крашеными яичками. В Покров дети играют в игры поцелуйного характера: «Подушечка», «Царевна», «Ваня эдак, Ваня так». На Троицу - «Венок», «Березка». Народные праздники – клад знаний о культуре и быте народа.
Ежегодно совместно с ветеранами проводим Масленицу. В этот день устраиваем на прогулке спортивные соревнования между командами. Мальчишки показывают удаль молодецкую в перетягивании каната: ловкость, быстроту бега в мешках – девочки. В конце праздника традиционно закликаем весну, сжигаем чучело Масленицы, угощаем всех блинами.
Идею проведения праздника Пасха разрабатывали совместно с руководителем по изобразительной деятельности. Кроме концертных номеров, включили совместную деятельность - «Роспись пасхальных яиц». После занятия дети накрывали столы к чаепитию и угощали своих гостей.
Т. о. установление взаимодействия с ветеранами обеспечивает реализацию ФГОС дошкольного образования в решении задач развития у дошкольников навыков общения, формирования нравственных ценностей, таких как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим. Тех ценностей, которых так не хватает в современном мире.