Светлана Гринина
Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре.
Сейчас все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств (любви к своей семье, Родине, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.
Публикация «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности,» размещена в разделах
К концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми основа самосознания личности, ее идентичности. Идентичность всегда является «социокультурным конструктом», поскольку воплощает в себе самоопределение личности по отношению к другим (другому, своим или чужим. Имя, половая принадлежность, расовая и этническая принадлежность, родной язык, место рождения и др. – все это компоненты идентичности. И, хотя формирование гражданской идентичности происходит в юношеском и более старших возрастах, можно говорить о предпосылках становления гражданской идентичности личности уже на ступени дошкольного образования.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, что бы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Это высказывание и сегодня звучит максимально актуально.
Ведь на формирование основ гражданской идентичности ребенка оказывают влияние, как известно, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, СМИ, дошкольные образовательные учреждения.
Умелое включение ребенка педагогом в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию основ гражданской идентичности личности в дошкольных образовательных учреждениях.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура.
В рамках образовательной программы педагоги знакомят детей с русским фольклором, способствуют развитию представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, знакомят детей с народными праздниками, развлечениями, традициями, с прошлым своего края, с его историей.
В настоящее время особую значимость приобретает поиск инновационных методов по формированию у детей дошкольного возраста гражданской идентичности. Такими методами могут стать экскурсии или маршруты выходного дня в различные учреждения культуры с целью знакомства дошкольников с народной культурой.
На территории города Арзамаса и Арзамасского района находится большое количество музеев: краеведческих, исторических, которые предлагают много познавательных и интересных программ для детей разного возраста.
Как жили люди раньше? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Найти ответы на эти и подобные вопросы в ходе экскурсии – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, с пользой провести время.
Одним из музейно – выставочных центров, которые предлагают познакомить детей с народной культурой Арзамасского района является «Центр ремесел Арзамасского края» р. п. Выездное.
В небольших залах музейно-выставочного центра представлены разнообразные предметы старины : железные сундуки, ступы, прялки, чугунки, домотканые половики, стеклянные, прошлого века елочные игрушки, в коробке, кукла в качалке и многое другое.
Приветливые сотрудники музея, в доступной и увлекательной форме знакомят детей с традициями, бытом и жизненным укладом местных жителей, славившимися своим мастерством и искусством; показывают образцы народного костюма местных жителей, интерьеры гончарной, сапожной, мастерских.
Детям демонстрируют экспонаты музея «Победы» : костюмы военных лет, устройство землянки, артефакты с полей сражений.
Воспитанникам детских садов смогут принять участие в мастер-классе по изготовлению мочальной куклы (оберега). Каждый ребенок получит возможность своими руками изготовить маленькую необычную куколку, которую заберет с собой в качестве сувенира на память о музее.
Заключительным этапом экскурсии является чаепитие с пряниками и чаем из русского самовара.
Впечатлениям детей не будет предела. Экскурсия вызывает у детей удивление, восхищение, желание еще больше узнать о культуре и быте наших предков.
Таким образом, четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с различными учреждениями культуры и социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность. Сотрудничество с музеями направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, Арзамаса, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. А все это и является составляющими компонентами гражданской идентичности личности.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты. М. : ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2005. – 48 с.
2. Идентичность : Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. – М. : Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. – 160с.
3. Карабанова О. А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива «среде» в понимании движущих сил психического развития ребенка. //Журнал практического психолога 2003 № 1.
4. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
5. Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1997.- 384 с.
6. Радионова О. Р. Некоторые подходы к формированию основ семантической гибкости у старших дошкольников – будущих первоклассников в дошкольном образовательном учреждении. // Актуальные вопросы реабилитологии и пути их решения: Материалы Всероссийской практической конференции (с международным участием). 15-16 декабря 2005 года / Под ред. С. В. Карачаровой. – Нижний Новгород: НФ СГУТ и КД, 2006 – С. 146-149.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : «Издательство политической литературы», 1985. – 272с.