МААМ-картинки

Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.

Светлана Гринина
Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре.

Сейчас все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств (любви к своей семье, Родине, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.

Публикация «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности,» размещена в разделах

К концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми основа самосознания личности, ее идентичности. Идентичность всегда является «социокультурным конструктом», поскольку воплощает в себе самоопределение личности по отношению к другим (другому, своим или чужим. Имя, половая принадлежность, расовая и этническая принадлежность, родной язык, место рождения и др. – все это компоненты идентичности. И, хотя формирование гражданской идентичности происходит в юношеском и более старших возрастах, можно говорить о предпосылках становления гражданской идентичности личности уже на ступени дошкольного образования.

Еще В. А. Сухомлинский писал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, что бы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Это высказывание и сегодня звучит максимально актуально.

Ведь на формирование основ гражданской идентичности ребенка оказывают влияние, как известно, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, СМИ, дошкольные образовательные учреждения.

Умелое включение ребенка педагогом в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию основ гражданской идентичности личности в дошкольных образовательных учреждениях.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура.

В рамках образовательной программы педагоги знакомят детей с русским фольклором, способствуют развитию представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, знакомят детей с народными праздниками, развлечениями, традициями, с прошлым своего края, с его историей.

В настоящее время особую значимость приобретает поиск инновационных методов по формированию у детей дошкольного возраста гражданской идентичности. Такими методами могут стать экскурсии или маршруты выходного дня в различные учреждения культуры с целью знакомства дошкольников с народной культурой.

На территории города Арзамаса и Арзамасского района находится большое количество музеев: краеведческих, исторических, которые предлагают много познавательных и интересных программ для детей разного возраста.

Как жили люди раньше? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Найти ответы на эти и подобные вопросы в ходе экскурсии – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, с пользой провести время.

Одним из музейно – выставочных центров, которые предлагают познакомить детей с народной культурой Арзамасского района является «Центр ремесел Арзамасского края» р. п. Выездное.

В небольших залах музейно-выставочного центра представлены разнообразные предметы старины : железные сундуки, ступы, прялки, чугунки, домотканые половики, стеклянные, прошлого века елочные игрушки, в коробке, кукла в качалке и многое другое.

Приветливые сотрудники музея, в доступной и увлекательной форме знакомят детей с традициями, бытом и жизненным укладом местных жителей, славившимися своим мастерством и искусством; показывают образцы народного костюма местных жителей, интерьеры гончарной, сапожной, мастерских.

Детям демонстрируют экспонаты музея «Победы» : костюмы военных лет, устройство землянки, артефакты с полей сражений.

Воспитанникам детских садов смогут принять участие в мастер-классе по изготовлению мочальной куклы (оберега). Каждый ребенок получит возможность своими руками изготовить маленькую необычную куколку, которую заберет с собой в качестве сувенира на память о музее.

Заключительным этапом экскурсии является чаепитие с пряниками и чаем из русского самовара.

Впечатлениям детей не будет предела. Экскурсия вызывает у детей удивление, восхищение, желание еще больше узнать о культуре и быте наших предков.

Таким образом, четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с различными учреждениями культуры и социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность. Сотрудничество с музеями направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, Арзамаса, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. А все это и является составляющими компонентами гражданской идентичности личности.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты. М. : ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2005. – 48 с.

2. Идентичность : Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. – М. : Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. – 160с.

3. Карабанова О. А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива «среде» в понимании движущих сил психического развития ребенка. //Журнал практического психолога 2003 № 1.

4. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.

5. Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1997.- 384 с.

6. Радионова О. Р. Некоторые подходы к формированию основ семантической гибкости у старших дошкольников – будущих первоклассников в дошкольном образовательном учреждении. // Актуальные вопросы реабилитологии и пути их решения: Материалы Всероссийской практической конференции (с международным участием). 15-16 декабря 2005 года / Под ред. С. В. Карачаровой. – Нижний Новгород: НФ СГУТ и КД, 2006 – С. 146-149.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : «Издательство политической литературы», 1985. – 272с.

Публикации по теме:

Устав — документ, регулирующий деятельность дошкольных образовательных организаций МКДОУ №11 п. Тамбукан Доклад на тему: «Устав — документ регулирующий деятельность организаций» 201_год Ответственный.

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности Включённость дошкольных образовательных учреждений в современное социокультурное пространство страны и региона позволяет выстраивать гуманистически.

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение.

Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер - класса.

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Весовые измерения: играем и учимся» Мастер-класс «Весовые измерения: играем и учимся» Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: поделиться.

Отчет о региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных учреждений -2016 гОтчет о региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных учреждений -2016 г 26 февраля 2016 года уже традиционно в Центральном округе Самарской области г. Жигулевск под девизом «На нас смотрит будущее - сделаем его.

Положение о проведении спортивных семейных состязаний среди дошкольных образовательных учреждений г. ШадринскаПоложение о проведении спортивных семейных состязаний среди дошкольных образовательных учреждений г. Шадринска 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения городских спортивных семейных состязаний (далее.

Сценарий отчетного концерта образовательных учреждений «Весенняя капель» Сценарий отчетного концерта образовательных учреждений «Весенняя капель» I БЛОК «Открытие» Фоновая музыка на выход ведущих. Наташа:.

Впечатления о фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных организацийВпечатления о фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных организаций Доброе время суток, дорогие коллеги! Хочу поделиться впечатлениями о VIII Фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 22:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гринина (УИ 141666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД