Ирина Давыдова
Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС»
▼ Скачать +Заказ
Модуль «Современные подходы к реализации содержания
образовательных областей в логике ФГОС ДО»
Комплексный подход в реализации задач речевого развития - Комплексный подход в реализации задач речевого развития
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Публикация «Модуль „Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС“» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребё нка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Требования к педагогам дошкольного образования, направлены на повышение результативности их труда, активности, деловой инициативы, компетентности, наиболее полное использование профессионального, творческого потенциала в работе с детьми и возможных достижений ребенка, с учетом социально-возрастных характеристик, целевых ориентиров таких как:
- инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности, способность выбрать себе род занятий;
-ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-обладает развитым воображением, способностью к фантазии, творчеству в игре; творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, в играх со звуками, словами; умеет подчиняться разным правилам, социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям, способен доводить дело до конца;
-ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
-способен к принятию собственных решений.
Данные целевые ориентиры, подробно даны в п. 4.6 ФГОС и выступают основами преемственности дошкольного и начального образования, обеспечения равных возможностей для развития каждого ребенка, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Обращаю Ваше внимание на то, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня ДО в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
Коммуникативные умения обеспечивают возможности сотрудничества ребенка: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать с педагогом и сверстниками.
В ФГОС говорится о том, что РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ таких как:
Коммуникативная; Игровая; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора
Но, Вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей.
В п. 2.6 ФГОС ДО даны основные направления образовательной области «речевое развитие», прошу вас выделить и назвать основные компоненты речевого развития, над чем мы педагоги должны работать, какие компоненты речи формировать?
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Речевое развитие по ФГОС - становление коммуникативной компетенции ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. О задачах Вам расскажет воспитатель Надежда Владимировна Белоусова чуть позже.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Речевая развивающая среда
Основные направления ее организации
(перед выступлением Жиляевой О. С.)
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. 11 такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. При этом особо следует подчеркнуть роль взрослого не только в фильтрации вредных воздействии речевой среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно, но и в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:
• речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
• методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
• специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Более подробно о них Вам расскажет наш молодой, перспективный педагог Жиляева Ольга Сергеевна
Заключение: Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь.
И закончить своё выступления хотела бы словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!