Татьяна Тюкалова
Доклад «Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Глава I Теоретические основы взаимодействия детского сада с семьей по вопросам коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.1. Правовое регулирование взаимодействия детского сада семьей
Долгое время наше государство брало на себя всю ответственность за обучение и развитие детей. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения было ограниченным.
Публикация «Доклад „Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время основные законы [4; 6; 12] и другие нормативные документы [7; 10; 11] России приведены в соответствие с нормами международного права [1; 2; 3; 5; 8; 9], согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18,ч. 1).
В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст. 38, ч. 2, а Семейный кодекс РФ говорит об обязанности супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31, ч. 3).
Родители при этом «несут ответственность за воспитание и развитие своих детей» (Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2).
Декларация прав ребенка (принцип 2, Семейный кодекс РФ (ст. 63, ч. 1) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 18, ч. 1) указывают на обязанность
родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребенка : физического и психического, духовного и нравственного.
Забота о детях и их воспитании не только обязанность родителей, но и их преимущественное перед другими лицами право (Конституция РФ, ст. 38, ч. 2; Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1; Закон РФ «Об образовании», ст. 18.1, которое реализуется ими совместно, по взаимному согласию, исходя из принципа равенства между ними (Семейный кодекс РФ, ст. 31, ч. 2).
При наличии разногласий по вопросам воспитания и образования детей родители (или один из них) вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или суд (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2).
Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека «родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» : общественного или семейного.
Семейный кодекс РФ (ст. 63, ч. 2) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 52, ч. 1) утверждают право родителей на выбор формы обучения и образовательного учреждения.
Взаимодействие родителей с нашим образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей и прав всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов.
Родители, прежде всего, обязаны выполнять устав образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании», ст. 52, ч. 3). В уставе дошкольного образовательного учреждения в качестве обязанностей родителей перечисляется:
соблюдать условий договора между ДОУ и родителями (законными представителями;
закладывать основы интеллектуального, физического, нравственного развития ребенка в раннем детстве;
оказывать дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
своевременно оплачивать содержание ребенка в Учреждении.
В договор между нашим дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение к указанному списку обязанностей родителей добавляется следующее:
лично передавать воспитателю и забирать у него ребенка. Не делегировать эту обязанность посторонним (соседям, знакомым, родственникам и пр.) и несовершеннолетним лицам (сестрам, братьям). В исключительных случаях, на основании письменного заявления Родителей и приказа по ДОУ, забирать ребенка имеет право взрослый старше 16 лет на основании доверенности
взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка
В соответствии с Законом РФ «Об образования» (ст. 52, ч. 1, родители, помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреждения», имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением». Последние из перечисленных прав также нашли отражение и в нашем уставе ДОУ и в договоре между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего ДОУ.
Согласно вышеперечисленным документам, участие родителей в управлении нашим образовательным учреждением выражается:
в наличии у родителей права совещательного голоса на Педагогическом совете ДОУ;
в возможности вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе и по организации дополнительных (платных) образовательных услуг в ДОУ;
на ознакомление с отчетами заведующего ДОУ и педагогов о работе с воспитанниками;
находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение 5 дней, но не более 2 часов в день;
досрочно расторгать договор при условии предварительного уведомления об этом ДОУ.
В 1989 г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что «семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей». Общей задачей детского сада и начальной школы в этом документе названо сотрудничество педагога и родителей. Отражение идей Концепции дошкольного воспитания по вопросу взаимодействия ДОУ и семьи мы находим в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 5, согласно которому одной из основных задач ДОУ является «взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей». Предполагалось, что «детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания» [7].
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи является одним из ключевых моментов в коммуникативном развитии личности ребенка и соответственно находит отражение во многих нормативно-правовых документах различного уровня.