Папки-передвижки

Взаимодействие педагогов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников раннего возраста

людмила тихомирова
Взаимодействие педагогов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, дошкольного учреждения, зависит его будущее.

В нашем дошкольном учреждении работа по психологическому сопровождению воспитанников раннего возраста проходит следующим образом:

Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников раннего возраста» размещена в разделах

В первую очередь сопровождение начинается с консультирования. Всем известно, что одним из стрессов, который может повлиять на развитие малыша, является процесс адаптации к детскому саду.

Чтобы период адаптации воспитанников проходил легче, необходимо оказать профессиональную помощь семье. Для этого мы организуем собрание для родителей детей, поступающих в дошкольное учреждение. Приглашаем их посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды, проводим экскурсию по детскому саду, показываем музыкальный, спортивный зал, спальную комнату, кабинет педагога-психолога. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно при поступлении в дошкольное учреждение.

Основная задача на этапе консультирования – показать родителям, что в нашем дошкольном учреждении создана благоприятная среда для здоровья и развития ребенка.

Затем родители заполняют анкету, которая содержит информацию об особенностях своего ребенка, его привычках, чем он любит заниматься, о взаимоотношениях с ним, какие особенности его поведения радуют их, какие огорчают. Через анкетирование мы получаем информацию о составе семьи, социальном статусе, выявляем особенности взаимоотношений между членами семьи, а также систему воспитательных воздействий на ребенка. Вся полученная информация тщательно анализируется медицинской сестрой, заместителем заведующего по УВР, педагогом-психологом, воспитателями групп раннего возраста.

На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для родителей по организации адаптационного периода, составляется индивидуальный режим адаптационного периода, время пребывания для каждого воспитанника в детском саду. На этом этапе задача психолога состоит в том, чтобы проанализировать имеющую информацию, показать воспитателям зоны риска, т. е. что может помешать ребенку в процессе адаптации к новым для ребенка условиям. Заканчивается этот этап разработкой рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми (представлены на слайде).

С первого дня посещения дошкольного учреждения на каждого воспитанника заводится лист адаптации, который заполняется каждый день в течение месяца. По результатам адаптационного листа отслеживается уровень адаптации. Если у ребенка тяжелая форма адаптации, тогда возникает необходимость в более углубленной диагностике, изучении ближайшего социума ребенка, индивидуальных особенностей и разработки дальнейших рекомендаций для родителей.

В период адаптации я регулярно посещаю группы раннего возраста. Оказываю помощь педагогам в организации благоприятной развивающей среды и создании положительного психологического климата (во время проведения режимных моментов, в игровой деятельности с использованием различных адаптационных игр, пальчиковых игр, психогимнастики, массажа направленных на расслабление мышечного тонуса, зажима). Оказываю помощь воспитателю во время приема детей, отвлекаю ребенка от негативных переживаний, связанных с разлукой с близким взрослым.

В обязательном порядке выхожу с выступлением на родительское собрание, на котором провожу презентацию работы педагога-психолога в детском саду. Вторая часть моего выступления связана с темой вопросов адаптации "В детский сад с улыбкой!", «Как снять напряжение после детского сада», «Детский сад со всех сторон», «Вкусный пальчик», «Проблемы адаптации», «Детские капризы и упрямство», «Первый раз в детский сад».

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум, в который входят заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, результаты, отмечаются все плюсы и минусы проделанной работы.

Анализ работы нашего дошкольного учреждения за последние несколько лет, показывает, что процесс привыкания воспитанников проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Для дальнейшего решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, мы проводим психологическую диагностику.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности.

Мы заводим диагностическую карту на каждого воспитанника группы раннего возраста. В диагностической карте фиксируется уровень развития следующих параметров: двигательная, коммуникативная деятельность, показатели психоэмоционального развития.

Диагностические карты необходимы для того, чтобы отслеживать уровень развития ребенка, своевременно выявлять отклонения в развитии и выстраивать работу, направленную на выравнивание.

Отслеживая по диагностическим картам воспитанников, требующих особого внимания, организую с ними игровые упражнения, занятия (групповые и индивидуальные).

Занятия проводятся два раза в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 5-6 человек). Длительность занятия 5-7 минут. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Использую дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, развивающие игры, релаксационные упражнения, массаж ладошек шариком Су джок, рисование на подносе с крупой, игры с сухим аквариумом из фасоли, пуговиц, крышечек от пластиковых бутылок.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Помимо консультативной работы в период адаптации особое внимание уделяю работе с родителями в течение всего времени. Целью данной работы является:

1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Работу с родителями организую в форме:

• сообщений на родительских собраниях («Адаптация ребенка к детскому саду», «Психологические характеристики раннего возраста»);

• распространение буклетов («Как общаться с ребенком?», «Что делать, если…»,

проведение тренингов: «Каким вы ходите видеть своего ребенка?», «Цели воспитания и методы развития детской деятельности», «Как общаться с ребенком?»

• организация детско-родительских тренингов «Поиграй со мною, мама!», «В гостях у сказки», «Солнце на ладошке».

В системе сопровождающего развития воспитанников их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь. Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

- психологическое просвещение : консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

- психопрофилактика : семинары-практикумы, обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения;

- анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, и т. д. ;

- консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального сгорания воспитателей.

Таким образом, данная организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста обеспечивает достаточно качественный уровень работы с коллективом педагогов, детей и родителей наших воспитанников. Работа в данном направлении дает хорошие результаты и стала традиционной в нашем дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ Важность семейного воспитания определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников раннего возраста
Опубликовано: 15 мая 2015 в 22:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем людмила тихомирова (УИ 90491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД