Лариса Щеголева
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями (из опыта работы)
Воспитатель МБОУ «ЦО № 42»
Учебный корпус № 4
Щеголева Лариса Анатольевна
Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В. А. Сухомлинский писал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Как привлечь родителей к совместной деятельности? Как повысить заинтересованность к жизни дошкольного учреждения, группы, которую посещает ребенок?
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов.
В своей практической работе с детьми считаю первостепенной задачей -вовлечение родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство «Детский сад - семья».
Хочу рассказать о своей работе с родителями.
Как любой воспитатель, приступающий к работе с новой группой детей, меня волновали вопросы: Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Исходя из своего опыта и опыта своих коллег сделала вывод, что можно достичь успеха, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей. С первых дней стремилась узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В беседе с родителями узнавала : к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.
Считаю, что родители должны видеть в воспитателе, прежде всего человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.
Прежде всего сформулировала свои цели:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей поставила перед собой необходимость решить следующие задачи: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
На групповых родительских собраниях разговор о детях идет не с каждым родителем отдельно, здесь вопросы решаются сообща. Но сообщения, беседа педагога должны дойти до каждого родителя, затронуть, заинтересовать его. Поэтому готовиться к собранию нужно очень тщательно.
Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении. Чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Взаимодействие с родителями - важное условие повышения качества образовательного процесса) в реализации долгосрочного проекта с родителями (законными представителями) «Выходные вместе». Работа по данному проекту «Выходные вместе» началась с:
- заключения договоров с музеями «Тульские древности», Тульский государственный музей оружия, Тульский кремль, Музей «Филимоновская игрушка» в г. Одоеве, Богородицкий музей железной дороги, Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», МУК "Тульская библиотечная система", Центральная городская библиотека им. Л. Н. Толстого;
- составления программы для детей (согласно возрасту и программы дошкольного учреждения) и адаптированной к плану по месяцам;
- включение мероприятий в годовой план работы учреждения.
В нашем дошкольном учреждении уже много лет ведется тесное сотрудничество с музеем «Тульские древности» в рамках реализации семейного проекта «Выходные вместе!». Работниками музея и педагогами нашего детского сада для детей, родителей была разработана специальная интерактивная программа по изучению истории и культуры Тульского края. Подобные мероприятия способствуют укреплению, сплочению большого коллектива родителей, детей и педагогов, возникновению доверительных уважительных отношений, по приобщению детей к культуре и истории родного края. Это: совместные экскурсии в музей «Тульские древности» по темам: «Что нам куклы рассказали» из истории русской избы; «Мы у бабушки в гостях»; «В гостях у деда мороза»; «А посуда у бабушки разная»; «Широкая масленица»; «У бабушке во дворе»; «Игра…Игра!»; «День рождение бабушки»; Музей «Филимоновская игрушка» в г. Одоеве: это особое пространство, где дети, родители не просто внимают экскурсоводам, но и активно участвуют в культурном процессе, принимая участие в мастер-классах, во время которых освоили азы изготовления и оформления филимоновской игрушки, научились прясть на прялке и шить тряпичную куклу.
Результат работы: имею положительные отзывы и комментарии со стороны родителей (законных представителей) :
2019 год - Благодарность за активное участие в проекте «Выходные вместе» совместно с МВЦ «Тульские древности» и приобщение детей к культуре и истории родного края - Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»;
2021 год - Благодарность от родителей подготовительной комбинированной группы (6-7 лет) за организацию интересных познавательных экскурсий в музеи города Тулы и Тульской области наших детей;
2022 год - Благодарность от родителей средней комбинированной группы (4-5 лет) за организацию интересных познавательных экскурсий в музеи города Тулы и Тульской области наших детей;
2024 год - Благодарность от родителей воспитанников за работу.
Считаю, что только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания и развития детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников в нашей совместной работе выходного дня стали нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Видеоматериал: 16.04.2022 - Поход в "Музей древности" (вместе с родителями); сентябрь 2023 - Поход в библиотеку (вместе с родителями).
Работа по взаимосвязи с родителями происходит в консультативно-рекомендательной форме. Родителям оказывается своевременная поддержка в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; семьи воспитанников вовлекаются в непосредственно образовательную деятельность.
В группе используются как традиционные (групповые родительские собрания, консультации, беседы, показ открытых мероприятий, оформление информационных стендов, совместные праздники, так и нетрадиционные формы работы с семьей (Дни открытых дверей, оформление портфолио воспитанника, «Визитная карточка группы» и др.). Беседы с родителями (законными представителями) позволяют получить дополнительную информацию об интересах ребенка.
Вовлекаю родителей в совместную деятельность: праздник «День здоровья» (для старших дошкольников); оформление стенгазеты - фотоколлаж "Здоровым будешь - всё добудешь" номинация "За здоровьем всей семьей" - семья Сорокиных, Сергей С. - 6 лет; спортивный праздник "Зимние Олимпийские игры детского сада - 2023" (январь); на родительских собраниях рассматривались вопросы ЗОЖ, формирование у воспитанников навыков и привычек здорового образа жизни.
Ежегодно родители были активными участниками различных выставок: семейная выставка-конкурс творческих работ "Новогодняя сказка", "Осенний калейдоскоп" и др. Создавая, свой шедевр они проявляли свое творчество, фантазию. Эта работа соединяла, сближала родителей и детей. Все творения поистине необыкновенны и неповторимы.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Родители понимают, что это необходимо в первую очередь для развития их собственного ребенка и повышает их родительский авторитет в глазах их детей. Предложила родителям поделиться имеющимся положительным опытом воспитания детей в семье. Были предоставлены презентации о семейном воспитании детей: для развития способностей детей к творческой деятельности: 2024 год - семья Щеголевых представила презентацию "Мои достижения" - София Щ. (вокал, живопись, театр и дефиле, участие в конкурсах); для развития способностей детей к физкультурно-спортивной деятельности: 2024 год - семья Сорокиных представила презентацию "Мои достижения и успехи" - Сергей С., где отражена двигательная активность ребенка, интерес к подвижным играм, участию в соревнованиях, приобщение к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой, что в совокупности помогает развивать мышцы рук, ног, координацию движений, а также физические качества ребенка – ловкость, меткость, глазомер, внимание, быстроту реакции, силовые качества.
Совместная работа сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Было много восторгов и удивлений.
Родители с большим удовольствием приходят на праздники, которые готовят для них дети с музыкальным руководителем. Они не просто пассивные зрители, а активные участники этих мероприятий.
Одной из форм работы с родителями в рамках детского сада является наглядно - информационное направление, которая включает в себя родительские уголки : папки – передвижки, семейный и групповые альбомы, библиотека, фотовыставки, семейный вернисаж, ящик «Вопросы и ответы», памятки, буклеты, консультации специалистов, оформление стендов к праздникам.
Организация индивидуальной работы с родителями. Изучаем микроклимат семьи (традиции, устои т. д., с помощью анкетирования выявляем родительские образовательные потребности и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения. Все это помогает повышать уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей. Индивидуальную работу с родителями организую в форме педагогических бесед, тематических консультаций.
Осуществляется работа с родителями (законными представителями) посредством электронной коммуникации – сообщества, групповые родительские чаты в социальной сети ТЕЛЕГРАММ для оперативного обмена информацией между ОО и семьями воспитанников, для решения образовательных задач: общение в форме беседы, вопросов, консультации, обсуждение разных тем, оказание индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей; сообщества в социальных сетях МБОУ "ЦО № 42" : ОДНОКЛАССНИКИ, ВКонтакте: 06.07.2024 - Семейные ценности и их значение; 08.07.2024 - Семья - это; 08.07.2024 - Региональный фестиваль "Крепкая семья - сильная Россия!" - семья Щеголевых - София Щ. - В честь Дня семьи, любви и верности приняли участие в региональном фестивале "Крепкая семья - сильная Россия!" (08.07.24, г. Тула).
Для просвещения родительской общественности в вопросах образования, развития и воспитания детей действовало информационное поле: стенды: «Электронный детский сад», «Для Вас, родители!», «Это важно!».
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» - писал Ф. Ларошфуко. Думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые перед собой ставила. Работа продолжается.