Татьяна Власова
Взаимодействие с родителями — гарантия успешной работы педагога. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тесное сотрудничество с семьями воспитанников - это важнейшее
условие повышения эффективности педагогического процесса. Ведь в
деле воспитания детей, детский сад и семья не могут полностью
заменить друг друга и обеспечить полноценное развитие ребёнка.
Поэтому актуальным на сегодняшний день становится необходимость
и очевидность совместного вовлечения, взаимодействия и
сотрудничества с родителями.
В данное время ФГОС дошкольного образования регламентирует
весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ.
Одним из ключевых моментов этого документа, является
взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность.
Поэтому, задачей педагога становится создание таких условий,
чтобы у всех участников воспитательно-образовательного процесса
(родителей, детей, педагогов) возникло желание взаимного
сотрудничества, взаимопомощи, стремления открыться в какой либо
деятельности.
Для эффективного решения совместных задач необходимо, чтобы
педагог знал особенности семей своих воспитанников. Для этого
важно установить доверительные отношения между дошкольным
учреждением и семьёй, в ходе которых корректируется
воспитательная позиция между обеими сторонами. Изучение семьи
воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с опытом
семейного воспитания, понять стиль жизни семьи и взаимоотношения
ребёнка с родителями. Следует не забывать, что изучение семей
воспитанников - это очень тонкое, деликатное дело. Оно требует от
педагога индивидуального подхода, уважения ко всем членам семьи,
искреннего желания помочь, оказать помощь в развитии и воспитании
детей.
Каждый раз, набирая новую группу детей и встречая их родителей,
стараемся в силу своего опыта, интуиции, возможностей, как можно
быстрее наладить диалог с семьёй, выстроить взаимопонимание. Но не
все родители открыто идут на контакт. Начиная работать, понимаешь,
что нет в родительском коллективе сплочённости и
заинтересованности. Придя забирать ребёнка из детского сада, папа
или мама интересуется только своим ребёнком, а то и вовсе молчит,
пока разговор не начнёт воспитатель и это понятно. У родителей
вызывает неподдельный интерес, желание сотрудничать с детским
садом, устанавливается контакт тогда, когда речь заходит об их
ребёнке.
Мы прекрасно понимаем, что взаимодействие с родителями
возникает не сразу. Это кропотливый труд воспитателя и длительный
процесс, требующий терпения и времени. Поэтому свою работу
начинаем с анкетирования, в которую включаем вопросы, связанные с
проблемами семейного воспитания.
Результатом такого анкетирования видим своеобразие и
особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье,
потребность самих родителей в педагогической помощи.
Анкетирование даёт возможность увидеть, как можно эффективнее
выстроить сотрудничество, найти гибкий подход к родителям. Мы
стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищем
новые нетрадиционные формы сотрудничества.
В нашем образовательном учреждении используются
традиционные формы взаимодействия с родителями, такие как:
родительские собрания, консультации специалистов, мастер-классы,
открытые мероприятия, дни открытых дверей, круглые столы,
наглядная агитация и многое другое. Но наибольшего внимания и
интереса заслуживают инновационные и нетрадиционные формы
работы.
Для нас стала традиционной новая форма работы с родителями
«Презентация семьи». Которую мы проводим при наборе детей, в
начале учебного года и на последующих собраниях круглого стола
родителей. Семья озвучивает свою визитную карточку, делиться
достижениями и семейными увлечениями. В результате этого мы
имеем представления о семье, что позволяет видеть внутренний мир и
подобрать индивидуальные методы и формы работы, настроиться на
конструктивное взаимодействие с этими родителями.
Одной из таких инновационных форм работы с вовлечением
родителей в совместное решение проблемы, является проектная
деятельность. Проектная деятельность подразумевает долгосрочные и
краткосрочные проекты. Родители с удовольствием откликаются и
включаются в заданную тему. У них появляется интерес, желание
выполнять задания, узнать много большего для себя и познакомить с
этим своего ребёнка. Родители проявляют себя и свои таланты в
рисовании, рукоделии, поэзии. Стараются для проекта сделать что-то
необычное, пополнить развивающую среду в группе и в детском саду.
Так на примере долгосрочного проекта по ПДД родители проявили
свою активную позицию и заинтересованность. Мамы сшили для
детей костюмы полицейского, пожарного, скорой помощи и МЧС, а
также чехлы для специальных машин, которые изготовили папы из
подручных материалов своими руками. Обновился уголок дорожного
движения: паркингом, заправочной станцией, макетом города,
атрибутами для подвижных игр, картотекой загадок, стихов, игр,
парком интересных автомобилей. А также обновилась и пополнилась
коллекция художественной литературы по дорожному движению.
Благодаря раскрывшимся талантам родителей в детском саду
появилась рекреационная зона с изображением современного города,
автомобилями и дорожными знаками. Совместная проектная
деятельность оказалась достаточно продуктивной и результативной, как для воспитанников, так и для их родителей. Помогла выстроить
партнёрские отношения с семьями воспитанников и вовлечь родителей
в образовательный процесс.
Родители заинтересованы в проектно-познавательной
деятельности и активно принимают в ней участие. Часто в группе
проводятся творческие семейные выставки «Летнее путешествие»,
«Дары осени», «Мой любимый питомец», «Новогоднее чудо», «Мой
папа в армии служил», «Мамочка моя», «Пасхальная мозаика» и
другие. Эти семейные выставки способствуют развитию творчества,
самостоятельности, активности, готовности самореализоваться в
разных видах деятельности не только родителям, но и детям, так как
многое они делают вместе с ними.
Традиционным стало проведение акций «Посади дерево»,
«Кормушки для пернатых», «Малышам помогаем - заботу проявляем»,
«Сохраняем лес». Эти мероприятия активизируют родителей, и в тоже
время учат детей доброте и отзывчивости. Акции проходят не только
в виде сбора помощи и выставок, но и в виде ярмарок.
Не оставляют равнодушными совместные досуговые мероприятия
и подготовка к ним, которые по праву считаются любимыми, как у
детей так и у родителей. Сюда входят физкультурные мероприятия,
творческие занятия, развлечения с участием родителей посвящённые
какому либо празднику. На этих мероприятиях всегда очень
интересно. Здесь, как нигде раскрываются таланты всех участников, и
именно в такой атмосфере происходит сближение детей и взрослых, в
итоге формируется коллектив, развиваются доброжелательные
отношения между семьями воспитанников.
Для поддержания семей, воспитания их педагогической культуры
и консультирования используем такую форму работы, как букроссинг
- «Прочитал сам - поделись с другим». В помещении для приёма детей
располагаются в свободном доступе книги, журналы, педагогическая
литература по вопросам обучения, развития и воспитания
дошкольников. Эти материалы собираются воспитателями совместно
с родителями. Очень интересные дискуссии проходят между
родителями, в которых они выражают свою позицию, обсуждают
прочитанное, делятся знаниями, полученными из практического
опыта.
Из этого мы можем сделать вывод, что совместная деятельность
позволяет наладить тесный психологический контакт, сблизить
родителей, детей и педагогов. Становиться характерным доброжелательное отношение между родителями, непринуждённое
общение, поддержка. Многие родители открывают в себе таланты, о
которых они даже и не подозревают. Они становятся нашими
помощниками. Проявляют активность, инициативу, помощь в
пополнении развивающей среды группы, в создании условий на
прогулочном участке детского сада. Нас радует, что позиция
родителей становиться более гибкой.
Можно с уверенностью сказать, что у нас сложилась определённая
система в работе с родителями. Использование разнообразных форм и
методов работы даёт определённые результаты. Изменяется
отношение родителей к образовательному процессу и к посещению
детского сада. Думаем, что все заинтересованные стороны ощущают
всю значимость проделанной работы, чувствуя себя единой