Елена Лапшова
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС и ФОП»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы " Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС и ФОП ДО"
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС и ФОП“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» май 2024
Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Свою педагогическую деятельность осуществляю более 25 лет. Безусловно, работа по взаимодействию с семьями воспитанников всегда актуальна.
Использую разные формы работы с родителями воспитанников. Стараюсь в этом вопросе постоянно совершенствоваться, применять новые и нетрадиционные формы взаимодействия, «идти в ногу со временем». Конечно, традиционные формы остаются и не потеряли своей актуальности и значимости.
Наиболее важным принципом взаимодействия с семьей является
индивидуальный подход к каждой семье и каждому родителю.
Первый этап - изучение особенности семьи, интересуюсь семейными традициями и интересами, условиями проживания ребёнка, стиля общения в семье. Информирую родителей об успехах и трудностях малыша, и затем вырабатываю общие принципы и подходы к воспитанию ребенка. На этом этапе применяю анкетирование, мини-опросы, консультации, индивидуальные консультации, беседы по интересующим родителей вопросам.
Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников, стараюсь гармонично сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с родителями (индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, родительские собрания, «Дни открытых дверей», устные журналы и др.) с инновационными: интервьюирование родителей, написание родительского эссе, встречи с родителями: вечера интересных встреч, родительские посиделки, круглые столы, различные конкурсы в ДОУ, интерактивные методы взаимодействия с семьями воспитанников (общение на сайте детского сада, в группе на платформе «Сферум», вручение благодарственных писем наиболее активным родителям, приглашение родителей наших воспитанников для участия в непосредственной образовательной деятельности.
Родители активные участники традиции «Встречи с интересными людьми». Приглашенный родитель рассказывает о своей работе, увлечении, мастерстве. Родительские собрания стараюсь проводить используя презентации по теме собрания. (посещаемость всегда высокая или средняя). Перед собранием провожу анкетирование, использую «шкатулку вопросов» - я задаю вопрос родителям по определённой теме или они мне. Такая форма работы доступна если нет ограничений.
Во время пандемии короновируса новой и актуальной формой общения педагога и родителей воспитанников стала дистанционная форма взаимодействия, так как были введены ограничения в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой. В мессенджерах создавали чаты воспитателей и родителей для общения по вопросам работы детского сада, размещения объявлений и рекомендаций.
Дистанционная форма взаимодействия с семьями стала новой, нетрадиционной и актуальной формой работы. Государство обеспечивает образовательным организациям безопасное общение на платформе «Сферум», это даёт возможность вести работу с родителями используя инновационные методы.
На сайте ДОУ оформляю выпуски информационно-познавательной газеты «Теремок». Это не просто сборник информационных статей, а незаменимый и интересный помощник для родителей в вопросах развития и образования, охраны жизни и укрепления здоровья детей. На страницах газеты родители знакомятся с интересными событиями детского сада, размещаем полезные советы и рекомендации специалистов, а для детей – интересные игры, занимательные задачи, мастер-классы и многое другое. Например, один из выпусков полностью посвящен периоду адаптации детей к детскому саду. Эта информация полезна не только родителям вновь пришедших в детский сад малышей, но и тем чьи дети ходят давно. В газете есть рубрики: «Это интересно», «Вы спрашивали?», «Советы специалистов», «Семейная страничка», «Календарь событий», «Говорят дети», «Календарь памятных дат» и другие.
Для привлечения родителей к активному участию в жизни детского сада использую метод проектов. Родители являются активными участниками проектной деятельности, это дает им возможность приобрести новый опыт родительского поведения и позволяет найти больше точек соприкосновения со своими детьми.
В работе активно использую «Мастер-классы от родителей», где общение детей и родителей происходит в более тесном контакте. «Мастер-классы для родителей» тоже пользуются популярностью – «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики малыша», серия мастер-классов «Мастерим вместе», «Делаем правильно артикуляционную гимнастику» и другие.
Доброй традицией в группе стало проведение праздников и мероприятий, акций совместно с родителями. Такая форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях образовательного учреждения, оптимизировать детско-родительские отношения. Это спортивные праздники и развлечения, фестивали стихов, тематические и сезонные праздники- «Новый год», «Осенины», «Колядки», «Веснянка», досуги «В гости к Фее букв» (оо «развитие речи», развлечения и экскурсии в мини-музее «Русская изба».
Важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки,, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Большое значение для информационно-просветительской работы в детском саду имеет оформление уголка для родителей в приёмной группы детского сада. Там находится вся необходимая информация о работе группы, оформлен стенд где размещаю актуальный материал по теме недели по всем образовательным областям, выставки детских работ, консультации, памятки, советы родителям.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Родители вовлечены в педагогическую деятельность, заинтересованы процессом воспитательно-образовательной работы.