Юлия Фурман
Взаимодействие педагога с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие педагога с семьёй»
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
(В. А. Сухомлинский)
Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате ребёнок может стать Личностью.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной образовательной и воспитательной деятельности с воспитанниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач детского сада.
Проблемой для воспитателя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь детского учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что так хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
По этому, строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. И для этого мы в группе организовывали следующие виды деятельности:
- дни самоуправления, где родители смогли самостоятельно провести различные мероприятия с воспитанниками (беседы, чтение художественной литературы, организацию игровых ситуаций, а также, побывав в роли эксперта (наблюдателя со стороны, поделиться своими впечатлениями с педагогами, другими родителями и дать рекомендации по налаживанию взаимодействия всех участников образовательного процесса в группе.
- определены дни гласности, о которых договаривались заранее. Из родителей и педагогов выбирались «журналисты», которые могли взять интервью у любого участника педагогического процесса (будь то ребёнок, родитель, педагог). Данный вид деятельности помог выявить положительный опыт работы группы, озвучить возникшие проблемы и недостатки.
- родительские собрания проводились в виде круглых столов «Знаете ли вы своего ребенка», дискуссий «Можно ли обойтись без наказаний?», конструктивных споров, которые помогали сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций.
- использовались в работе информационные средства: оформлялись стенды «Мой любимый детский сад», «Здоровый ребенок», выкладывалась педагогическая литература, брошюры «Один дома», «Кто стучится в дом ко мне», консультации на интересующие родителей темы: «Ваш ребенок талантлив», «О кризисе 3-х лет», «Ребенок и дорога» и др. Некоторые консультации готовили сами родители, делились своим опытом и наблюдениями.
- анкетирование родителей. Его суть: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках. Для повышения эффективности опросного метода анкету составляли сами родители. За достоверность информации отвечал родительский комитет, обрабатывали информацию сами родители. Это позволило получить более достоверные данные.
- совместные праздники «Мамин праздник», «Здравствуй, Дед Мороз», выставки совместного творчества детей и родителей (работ декоративно-прикладного искусства, рисунков, изготовление кормушек для птиц и т. д., конкурсы «Осенний балл», «Зимняя сказка на участке», «Лето, лето, ты какого цвета?». Эти конкурсы способствовали раскрытию творческих и интеллектуальных способностей не только педагогов, но и детей и их родителей.
- в сотрудничестве с родителями изготавливали книжки, плакаты «Это - Я», «Моя дружная семья», макет комнаты для кукол, выпустили групповую газету «Папа, мама, я – спортивная семья», альбомы «Мы все талантливы», «Растем, умнеем, развиваемся», в которых отражались все интересные события группы, принимали активное участие в акциях «Объединим семью», «Давайте жить дружно», «Почитаем вслух» и др.
- родители тесно сотрудничали с воспитателями и детьми в работе по проекту на тему «Растем вместе со сказкой». Целью проекта стало воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира. Проект был долгосрочным, в течение года решались задачи ознакомления детей с героями различных сказок. В течение года родители совместно с детьми изготавливали героев сказок из бросового материала, подбирали или придумывали загадки о сказках и оформляли их в книжку «В гостях у сказки», альбом «Здравствуй, сказка». В раздевалке был размещён планшет, где были подобраны детские рисунки по книгам, которые им читали дома родители.
Результатом нашей работы была инициатива, которая исходила от самих родителей, и тем самым существенно повысилась роль семьи и степень её участия в педагогическом процессе.
Таким образом, в своей работе я всегда стремлюсь к взаимопониманию и взаимодействию с родителями. Ведь только с помощью общих дел, общих целей, мы сможем добиться хороших результатов. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития могут быть успешными в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. И я с ним полностью согласна.