ильсия галимова
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями
в сопровождении безречевых детей раннего возраста.
«Говорить путано умеет всякий,
говорить ясно немногие»
Галилео Галилей
Список литературы.
1. Аглямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. -М. : ЛИНКА – ПРЕСС,1993.
2. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ваш малыш растет и так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Пускать на самотек развитие детской речи нельзя. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.
Перед родителями часто встает вопрос : когда обратиться к логопеду? Если у ребенка существует речевая проблема, то ранняя работа логопеда с ребенком дает возможность скорректировать существующие отклонения
начиная с первого месяца жизни, чтобы ребенок развивался без проблем в дальнейшем. Разумеется, если вы поздно обратились к специалистам и срок пропущен, не стоит опускать руки. Просто исправление займет больше времени. Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Тот уровень речи, который есть у неговорящих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова — не может служить для полноценного общения.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия.
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
• Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку с использованием эффективных форм совместной деятельности.
Эффективность коррекционных мероприятий выше там, где родители больше знают, умеют и сами систематически, регулярно работают с детьми дома. Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого мы в своей работе стараемся использовать разные формы взаимодействия с родителями.
1. Информационно-просветительские: вечер вопросов и ответов, информационный сайт МАДОУ, газета детского сада, буклеты, памятки, тематические консультации, доска объявлений, информационный стенд, переносная детско-родительская библиотека.
2. Традиционные: родительское собрание, выявление лучшего опыта семейного воспитания, семейные альбомы, индивидуальные беседы с родителями, день открытых дверей, деловая игра.
3. Интерактивные: моделирование игровых и проблемных ситуаций, викторина, изучение рисуночных, проектных методик, тренинги, совместные и индивидуальные проекты, мастер-класс родителей, представление семейного опыта воспитания, домашняя игротека.
4. Творческо-продуктивные: творческая мастерская, выставки детских и совместных работ, изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды, привлечение творческого потенциала родителей для участия в утренниках, совместных праздниках, соревнованиях.
5. Обратная связь: анкетирование, магнитофонная запись, журнал «Ваше мнение важно для нас», сочинение сказок о семье и детском саде, видео-просмотры проведенных мероприятий, беседа, наблюдение.
Одной из интересных форм работы с родителями стала фото-выставка, в которой отображается совместная работа детей и родителей по лексическим темам блочного планирования, которую разработали воспитатели совместно с логопедом. Так, например, проходя общую лексическую тему «Осень», мы организовали выставку поделок по заданной теме. Результаты превзошли все наши ожидания. Было проявлено столько фантазии и творчества, что знания и умения, полученные при выполнении этих работ, дети применяли и в других видах деятельности. При этом очень активно развивалась мелкая моторика детей, фантазия, воображение. В нашей группе мы собрали детскую библиотеку, где дети могут брать книги на дом. Это позволяет
родителям поддерживать традиции группы «Сказка перед сном», «Читаем вместе с ребёнком».
Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок», «Наряди ёлочку». Очень интересно проходят совместные праздники, где родители являются не только зрителями, но и участниками.
Воспитатели ежедневно отводят время для проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастик, подвижных игр, логопедических пятиминуток в соответствии с планом и рекомендациями логопеда. Важное место в работе над речью детей занимает двигательная активность, пение и движение под музыку, музыкальные игры.
Таким образом, совместная деятельность специалистов и родителей позволяет не только ознакомить родителей с основами логопедической работы с детьми, но и доступно, разнообразно перенести навыки взаимодействия с ребёнком в повседневные режимные процессы, достигнуть положительной динамики в речевом развитии детей, предотвратить возникновение вторичных отклонений.