Крикота Валентина Михайловна
Родительский клуб как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход ребёнка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В нашем дошкольном образовательном учреждении данная проблема стоит очень остро, в связи с тем, что в младшие группы поступают дети ЧБД (часто болеющие дети). Приоритетным направлением региональной и муниципальной образовательной политики является оказание своевременной помощи и поддержки детям с ОВЗ. Дети ЧБД в контексте рассматриваемого направления являются объектом пристального внимания со стороны психолога. Мы считаем, что в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особую значимость приобретает сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения. Известно, что семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребёнок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. К сожалению, содержание взаимодействия воспитателей и родителей, чаще всего носят узконаправленный, ритуальный, односторонний характер, зачастую педагоги в работе с семьями используют лишь метод нравоучений или «сухих лекций». Многолетняя практика убеждает, что подобные «пассивные методы» весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как «Родительский клуб». Дискуссии, ролевые игры, творческие задания и другие методы взаимодействия помогают понять, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребёнку, знания основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребёнком.
Публикация «Родительский клуб как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель работы «Родительского клуба» повышение уровня мотивации родителей во взаимодействии с педагогом-психологом для оптимизации детско-родительских отношений.
Нами ставились следующие задачи:
1) повышение психологической культуры родителей;
2) совершенствование семейного воспитания;
3) оказание помощи в период адаптации.
Каждая встреча содержала несколько этапов:
1) разминка;
2) содержательный блок;
3) рефлексия.
Целью разминки было снятие психоэмоционального напряжения способствование гармонизации отношений между участниками группы.
Целью содержательного блока было информирование участников «Родительского клуба» по заданной тематике, отработка конкретных навыков взаимодействия с детьми с применением психологических игр.
Заканчивалась встреча подведением итогов как групповых, так индивидуальных.
До и после проведения цикла встреч проводилось первичное и повторное анкетирование родителей. Сравнительный анализ данных анкетирования показал, что произошли значительные изменения в мотивации родителей к совместной деятельности: если первоначально оптимально высокий уровень наблюдался у 23% родителей, то после проведённого цикла уровень мотивации возрос на 36% и составляет 58% от общего количества опрощенных родителей. Произошли качественные изменения во взаимодействии педагога – психолога с родителями воспитанников, пришло осознание того, что психолог реально может помочь в решении возникших трудностей. 50% родителей отметили, что расширились представления об индивидуальных и возрастных особенностей детей.
На наш взгляд благодаря организации работы «Родительского клуба» в нашем образовательном учреждении были созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого – педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к детскому саду, навыкам общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивная форма организации сотрудничества и взаимодействия «Родительский клуб» является актуальной, востребованной, социально значимой на современном этапе, может быть рекомендована к внедрению в практику психологических служб дошкольных учреждений.
Литература:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2010.
2. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2004.
3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб., 2005.
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2004.
5. Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрюшенкова Е. В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – СПб., 2010.