Ольга Акберова
Взаимодействие логопеда и родителей в работе по автоматизации звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут негативно влиять на успеваемость учащихся, поскольку орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что подчеркивает тесную связь между ними. Также, недостатки речи детей часто служат причиной замкнутости ребенка, так как общение его со сверстниками затруднено. Невозможность понятно для окружающих изложить свои мысли, грамотно ответить на вопросы учителя становится причиной снижения качества обучения.
Актуальность темы. Формирование «чистой» речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Опираясь на исследования таких ученых, как Д. Б. Эльконин, Г. Р. Шашкина и других, можно констатировать, что в настоящее время основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, так как, именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний и умений. Проблема формирования звукопроизношения актуальна для детей дошкольного возраста III уровня общего недоразвития речи.
Для автоматизации звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня важно участие родителей в образовательном процессе. Это создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Цель работы : теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу, посвященную изучению проблемы формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности процесса организации взаимодействия логопеда и родителей для формирования произносительных умений и навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Провести логопедическое обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
5. Спланировать и осуществить коррекционно-логопедическую работу по автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Методологическая основа: труды по различным аспектам изучения развития речи у детей таких авторов как : Е. Ф. Архипова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина; актуальные статьи практикующих логопедов в журналах и электронных ресурсах; работы по вопросам взаимодействия педагога-логопеда с родителями М. И. Боровик, М. Н. Вайс, Т. В. Пустякова др.
Методы исследования: теоретические: анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования; выбор и обоснование методов обследования и приемов коррекционно-логопедической работы; эмпирические: организация и проведение логопедического обследования и коррекционной работы; статистические: качественная и количественная обработка результатов.
Экспериментальная база и выборка: работа проводилась на базе МДОУ детский сад пос. им. К. Марса Энгельсского муниципального района Саратовской области. В исследовании участвовали 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи старшей группы комбинированной направленности.
Структура работы : выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Основное содержание работы. Первая глава «Теоретические аспекты проблемы автоматизации звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» содержит 3 параграфа и носит теоретический характер. Первый параграф «Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня» посвящена рассмотрению ОНР Ш уровня как сложного речевого нарушения.
В литературе выделяют два подхода определения общего недоразвития речи : психолого-педагогический и клинический. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются : позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования. Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Причины, тяжелого речевого нарушения, в зависимости от структуры аномальных проявлений. По мнению Мастюковой Е. М., существует неосложненный дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи; общее недоразвитие речи в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений; вследствие моторной алалии.
Во втором параграфе «Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» идет рассмотрение особенностей данных процессов. Это начинается в связи с тем, что нарушения звукопроизношения при ОНР Ш уровня носят стойкий, вариативный и неоднородный характер.
Система логопедического воздействия имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Комплексное воздействие в каждом цикле осуществляется поэтапно. Выделяется 4 взаимосвязанных этапа, на каждом из которых параллельно проводится комплекс медицинских, психолого-педагогических и логопедических мероприятий. Наиболее развернутой и подробной выглядит схема, предложенная Б. М. Гриншпуном.
После того, как звук поставлен, начинается работа по его автоматизации, в которой также следует соблюдать определенную последовательность. Сначала автоматизации следует добиться на уровне слогов, начиная с прямых, и дальше по нарастающей сложности в закрытых, со стечением согласных. При переходе к автоматизации на уровне слова лексический материал подбирается так, чтобы автоматизируемый звук находился в разных частях слова.
Целью этапа формирование произносительных умений и навыков заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильные навыки звукопроизношения на специально подобранном речевом материале.
Конкретными задачами являются:
1. Устранение неправильного звукопроизношения;
2. Развитие у детей умения дифференцировать в произношения звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
3. Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:
1. Постановка звука;
2. Автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);
3. Автоматизация навыка произношения звука в словах;
4. Автоматизация навыка произношения звука в предложениях;
5. Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
6. Автоматизация звука в разговорной речи.
Третий параграф «Организация процесса взаимодействия учителя-логопеда и родителей для формирования произносительных умений и навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» рассматривает как взаимодействие родителей с учителем-логопедом влияет на эффективность коррекционной работы, что является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса.
Участие родителей в образовательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Важным направлением работы с детьми с фактором риска в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя логопеда, определение условий для вовлечения родителей в систему оказания помощи ребенку. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса.
Вторая глава «экспериментальная работа по автоматизации звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей» также включает 3 параграфа, в первом из которых подробно описан константирующий этап исследования, начиная с постановки цели и определения задач. Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский сад пос. им. К. Марса Энгельсского муниципального района Саратовской области. В исследовании участвовали 10 детей, в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи старшей группы комбинированной направленности.
Для первичного обследования были использованы методики Е. Ф. Архиповой, Е. В. Мазановой с помощью которой можно комплексно исследовать речевые и неречевые функции, поэтому она же была использована и для дальнейшей диагностической работы.
В силу того, что дизартрия является сложным нарушением, которое затрагивает речевые и неречевые функции, очевидно, что коррекционно-логопедическая работа по развитию должна носить комплексный характер, что описано в параграфе «Коррекционно-логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей».
Программа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей, включающая в себя 3 этапа: вовлечение родителей в педагогическое взаимодействие; осуществление педагогического взаимодействия; стимулирование педагогического взаимодействия, где проводились различные формы, такие как собрания, мастер-классы, проведения НОДа.
В третьем параграфе «Анализ динамики формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» представлено описание проведенного после 3-х месяцев коррекционной работы контрольного обследования. Анализ полученных результатов позволил отметить качественное и количественное улучшение результатов у всех детей, принявших участие в исследовании. А именно: артикуляционной моторики - после проведения с детьми коррекционно-логопедической работы по автоматизации звукопроизношения отмечалось правильное, точное выполнение предложенных упражнений, достаточный диапазон, объем и переключаемость движений, и длительность выполнения; небольшие содружественные движения и гиперсаливация. Более существенная динамика отмечалась в формировании
фонематического слуха. У трех детей улучшилось звукопроизношение - все предложенные звуки произносили точно и чисто. У остальных детей по сравнению с констатирующим этапом, все предложенные звуки в изолированном варианте и в слогах произносили точно и чисто, но в словах и предложениях наблюдались еще искажения. В целом можно отметить, что сократилось количество замен, смешений, искажений и пропусков звуков.
Заключение. Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам изучения взаимодействия логопеда и родителей в работе по автоматизации звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Работа проводилась на базе МДОУ детский сад пос. им. К. Марса Энгельсского муниципального района Саратовской области. В исследовании участвовали 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи старшей группы комбинированной направленности.
На констатирующем этапе было проведено комплексное логопедическое обследование выявления уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня по методике Е. Ф. Архиповой и Е. В. Мазановой. Для изучения были выбраны компоненты, по которым наиболее четко можно проследить состояние моторных ритмических процессов. Дети, принявшие участие в исследовании, выполнили задания ниже возрастной нормы. Несоответствие норме прослеживалось в двигательной функции губ и языка, сниженном тонусе и недостаточном качестве артикуляционных и мимических движений; затрудненной автоматизации уже поставленных звуков и нарушениях слоговой структуры.
С учетом перечисленных особенностей была спланирована и осуществлена коррекционно-логопедическая работа с использованием различных форм по взаимодействию учителя-логопеда и родителей, включающая в себя несколько этапов.
Благодаря тому, что родители были лично привлечены к процессу
автоматизации звукопроизношения, ребята почувствовали поддержку и интерес папы и мамы к их проблемам в речевом развитии. Дошкольники на занятиях с охотой, старательно и большим интересом выполняли весь комплекс упражнений: артикуляционную, дыхательную гимнастику.
Использование в работе интерес родителей, ответственность за выполнение всех домашних заданий, которые помогли сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных
упражнений и значительно повысит результативность работы в
автоматизации звукопроизношения у детей 5-6 лет с ОНР III
уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и
родителей. В итоге проведенной работы можно сделать вывод, что
взаимодействие учителя-логопеда и родителей приводит к : синхронизации
работы речевой моторики, уменьшают количество занятий, повышает их
результативность.
По окончании коррекционной работы для оценки ее эффективности был проведен контрольный эксперимент. Он позволил оценить эффективность логопедической работы и сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Данные эксперимента позволяют сделать выводы о положительной
динамике в артикуляционной сфере, звукопроизношении, фонематическом слухе и развитии мелкой моторики рук.
Анализируя данные, мы отметили значительную динамику в развитии артикуляционной моторики и формировании звукопроизношения.
Более существенная динамика отмечалась в формировании
фонематического слуха. У всех испытуемых была выявлена положительная динамика: автоматизировалось звукопроизношение у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня : показатели низкого уровня снизились на 4 ребенка (40%) среднего повысились на 20%, а показатели высокого уровня повысилось на 2 ребенка (20%).
Произошедшая динамика доказывает эффективность
проведенной нами работы, а именно поэтапное взаимодействие учителя-логопеда и родителей по автоматизации звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и вовлекать родителей в организованную образовательную деятельность детей.
Тем не менее, необходимо продолжать начатую работу, поскольку состояние речи, неречевых высших психических функций и моторных ритмических процессов не вполне соответствует возрастной норме.