Вероника Геннадьевна Иванова
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы.
Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Обозначим основные направления процесса информатизации ДОО :
1. Организационное: совершенствование материально – технической базы, создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое: повышение ИКТ – компетентности педагогов, внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Компьютеризация школьного образования имеет длительную историю, но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога ДОО без использования информационных ресурсов. Применение ИКТ дает возможность обогатить, обновить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, повысить его эффективность.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ.
1. Ведение документации: составление и оформление календарного и перспективного плана, оформление материалов для родительского уголка, подготовка к аттестации. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога: применение электронных образовательных ресурсов во время подготовки к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться своим педагогическим опытом.
При современном ритме жизни широко используется возможность повысить свою квалификацию с помощью дистанционных технологий, позволяющих выбрать интересующее направление и обучиться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных проектах, конкурсах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
3. Воспитательно – образовательный процесс : организация непосредственной образовательной деятельности, совместной развивающей деятельности педагога и детей,
реализация проектов, создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационным, зрелищным и комфортным.
На занятии с мультимедийной поддержкой ноутбук используется в качестве «электронной доски». На этапе подготовки педагог анализирует электронные и информационные ресурсы, отбирает необходимый материал, создает презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентации позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность эмоционально окрашенной, увлекательной, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Например, использование презентаций на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании.
Включение в образовательный процесс детских обучающих компьютерных игр способствует развитию у воспитанников познавательно-психических процессов («Спасем планету от мусора», «Маленький искатель», музыкальных способностей, математическому («Остров арифметики», «Лунтик. Математика для малышей», речевому развитию («Букварь») и т. д.
Итак, ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн и т. д.
5. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и проблемы:
1. Материальная база ДОО: для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка: использование ИКТ в дошкольных требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия : уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога: педагог должен знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них, разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОО удастся решить эти проблемы, то ИКТ станут большим помощником в образовательном процессе.