Галина Кузнецова
Взаимодействие ДОУ и родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
В настоящее время проблема семейного воспитания и детско-родительских отношений приобрела особую актуальность. Семейное воспитание все больше привлекает внимание практических психологов и ученых нашей страны. Взаимодействие ДОУ и семьи неотъемлемая часть этого вопроса. В последние годы возрастает количество детей с нарушениями психоэмоционального развития, такими как: психофизический инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведении, невротические расстройства и другие.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
От того, как именно родители повлияют на развитие своего ребенка, какой стиль воспитания преобладает в семье, зависит каким ребенок придет в детский сад. Так как в дальнейшем ребенок будет большую часть времени проводить в детском саду, мы можем диагностировать и проводить коррекционную работу вместе с родителями в воспитании поведения детей.
Одной из главных причин тревожности детей дошкольного возраста выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями. В таких случаях ребенок может испытывать как тревогу, так и страх. Тревога не всегда является отрицательно воспринимаемым чувством, так как она возможна в виде радостного приветствия, эмоционального ожидания. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие телесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в психологии. В связи с увеличением тревожных детей, мною был разработан план взаимодействия ДОУ и семьи.
Цель – исследование уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование родителей, тестирование детей по методике «Рисунок семьи».
Соломин В. П., Михайлов Т. В и другие писали – «Эффективность семейного воспитания во много зависит от его стиля. Гармоничное воспитание, основанное на заботе о ребенке, его безусловном эмоциональном принятии, постоянстве требований, поощрений достижений способствуют удовлетворению всех актуальных потребностей ребенка».
Захаров А. И. говорит о том, что самым благоприятным для ребенка будет, если родители смогут найти «золотую середину» в воспитании детей. В детском саду нужно отмечать достижения ребенка на специальных стендах «Наши успехи». Очень важным является, обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Но важно чтоб данный процесс проходил в присутствии и эмоциональной поддержки взрослого.
Мною продолжают создаваться психологические и педагогические условия для снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря консультативной деятельности создается благоприятный психологический климат в семье, нередко приглашаются на консультацию оба родителя. Родители учатся своевременно распознавать стрессовые реакции у детей. Формируются доверчивые отношения с ребенком по средствам совместной игры, бесед. Ребенку предоставляется возможность рассказать о своих чувствах. Родители учатся правильно реагировать на чувства своих детей.
Так же разработаны педагогические условия взаимодействия с тревожными детьми :
1) Повышение самооценки ребенка через оказание поддержки, проявления заботы о нем, позитивную оценку его действий и поступком.
2) Формирование навыка владения собой, через сюжетно-ролевые игры, с ребенком проигрываются различные ситуации и обсуждаются пути их решения.
3) Рационализирование страхов ребенка, оказание помощи в понимании смысла опасной ситуации, вызывающей страх через объяснение происходящего, демонстрацию и разъяснение безопасности данной ситуации.
Результаты проведенного исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
1) Анализ данных на контрольном этапе свидетельствует о положительном уровне. О принятии детьми и родителями данного вида взаимодействия.
2) Уровень тревожности у большинства детей снижен или преобрел нормальное состояние.
3) Высокие негативные результаты тревожности детей не наблюдались. Однако, все же имеется небольшой процент детей, с которыми нужно продолжать работать совместно с родителями.
Список литературы:
1. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствия психических травм / А. И. Захаров. -СПб. :Союз, 1998.
2. Колос Г. Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 – 7 лет, Аркти, 2014г.
3. Подласый И. П. 2 книга. Педагогика, 2001г. -199 с.
4. Тимофеева Л. Л. Планирование образовательной деятельности в ДОО 2014г. -295 с.
5. Швец Г. И. Особенности личности родителей и их отношения к детям в семьях тревожных дошкольников / И. Г. Швец. -Архангельск:ПТУ, 2000г.